Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Искать по:     разделу     сайту

Новости

16 июля 2013 года

Владимир Гутенев: мы приняли 295 законов, 168 из них – подписаны Президентом страны

Подводя итоги весенней сессии Государственной Думы РФ, Первый заместитель председателя Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Председатель Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев подчеркнул, что большинство принятых документов были направлены на усиление роли государства во многих сферах общественной жизни.

Депутат считает это вполне закономерным, поскольку в последнее время обозначился разрыв между либеральным и государственным подходом к решению жизненно важных проблем. Именно поэтому разрыв необходимо было заполнить, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества и его основных институтов.

«В 2012 году мы много работали над подготовкой чрезвычайно важного закона «О государственном оборонном заказе». В его подготовке приняли участие Союз машиностроителей России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям». Был проведен специальный опрос наших партнеров, обобщены их предложения, разработаны и инициированы 11 весьма существенных поправок. Они были призваны поставить заказчиков и исполнителей ГОЗ в равное положение, уравновесив между ними не только права, но и обязанности. Наши поправки были внимательно рассмотрены и в значительной степени были учтены в более общем федеральном законе «О контрактной системе», который с 2014 года заменит известный 94-ФЗ. Поэтому эти два закона мы рассматриваем не раздельно, а как единое целое, как дополняющие друг друга документы», - считает Гутенев.

Если сравнить законопроект о контрактной системе, представленный к первому чтению, и текст принятого закона, то можно увидеть, что в окончательном документе проблемы ОПК представлены в 9-ти важных статьях, которых ранее не было. В дополнение к существующим способам определения максимальной цены контракта в случае единственного поставщика предложен метод, заключающийся в определении максимальной цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Применение этого метода актуально для определения цен многих видов продукции оборонного назначения, поставляемой в рамках ГОЗ.

«Мы предполагаем и в дальнейшем взять под особый контроль вопросы ценообразования военной продукции на всех этапах ее жизненного цикла. В этом нам поможет созданный в конце апреля 2013 года при Военно-промышленной комиссии РФ Общественный совет по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении ГОЗ. СоюзМаш России и ЛСОП уже представили свои предложения в план его деятельности и делегировали в совет своих представителей», - рассказал депутат.

Гутенев считает, что процесс технического переоснащения Вооруженных Сил может занимать не одно десятилетие и включать решение проблем не только собственно производства вооружения и военной техники, но и подготовку квалифицированных кадров, организацию фундаментальных и прикладных поисковых исследований, создание и продвижение новых технологий. Все это не попадает в сферу деятельности существующих краткосрочных рыночных инструментов и требует постоянного присутствия государства в организации деятельности ОПК, рационального сочетания механизмов рынка и государственного планирования и управления. «И важную, если не сказать – первостепенную роль в этом процессе играет законодательное обеспечение проблемы подготовки квалифицированных кадров», - отметил Первый зампред Думского Комитета по промышленности.

«Даже самое современное оружие может оказаться неэффективным при недостаточном уровне боевой подготовки солдат и офицеров. Поэтому решение кадровой проблемы необходимо рассматривать комплексно – не только в сфере ОПК, но и в Министерстве обороны», - уверен Первый вице-президент СоюзМаш России.

Как известно, в 2008 году произошло сокращение сроков службы по призыву с 2-х лет до 1-го года, что отразилось на боеготовности армии. Сегодняшние призывники, как правило, не готовы к прохождению военной службы ни морально, ни физически. Эффективность допризывной подготовки молодежи пока остается низкой. Это обусловлено незначительными объемами учебного времени, составляющими 1 час в неделю. Выходом из сложившейся ситуации может стать введение отдельного учебного предмета в объеме, необходимом для освоения обучающимися начальных знаний об обороне государства и воинской обязанности граждан.

«С этой целью мы с коллегами представили законопроект «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о подготовке граждан по основам военной службы в образовательных организациях. Предлагается, что подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение обязательных учебных сборов не менее 2-х раз в год продолжительностью не менее 5 дней на базе воинских частей», - уточнил депутат.

Дальнейшего внимательного изучения и законодательного оформления заслуживает и инициатива ЛСОП и Российского союза ректоров по введению двухуровневой системы подготовки военных кадров в технических ВУЗах на базе учебных центров и военных кафедр. «Мы предложили идею расширения и модернизации сети военных кафедр в вузах и проведения эксперимента по внедрению модульного образования будущих военнослужащих. На наш взгляд, такой подход позволит вернуть в вузы научную проблематику в сфере обороны и безопасности. Инициатива поддержана ректорами 91 российского ВУЗа на Межрегиональном интернет-совещании, которое СоюзМаш России провел в мае совместно с Российским союзом ректоров в Тульском государственном университете. Более того, ректоры готовы провести эксперимент на базе своих ВУЗов», - напомнил Владимир Гутенев.

«Не менее важно решение кадровых проблем и в сфере государственного и муниципального управления», - считает Гутенев. Он напомнил, что на первой конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону обсуждался вопрос о сокращении до 2-х лет стажа, необходимого для поступление на государственную службу. Президент России Владимир Путин, выступая на конференции, поддержал и усилил это предложение: «Зная, что предлагалось сократить до двух лет, давайте до одного года сократим». «В итоге мы подготовили поправки в соответствующие документы, которые снизили квалификационные требования к стажу (опыту) работы по специальности для лиц, имеющих дипломы о высшем образовании с отличием. Законопроект позволит повысить престиж высшего образования с отличием и решить проблему кадрового голода на государственной и гражданской службе, способствовать обновлению кадрового состава за счет привлечения образованной, талантливой молодежи», - уверен Владимир Гутенев, выразивший надежду, что таким образом, удастся решить важные проблемы в кадровой сфере, существенным образом продвинуться в решении задачи формирования нового управленческого и инженерно-технического поколения, способного обеспечить инновационное развитие экономики России и повышение обороноспособности страны.

Думский Комитет по промышленности являлся профильным по законопроектам, направленным на обеспечение промышленной безопасности. «Необходимость соблюдения правил промышленной безопасности опасных объектов при их проектировании, строительстве и эксплуатации не вызывает сомнений. К сожалению, много примеров аварий и катастроф промышленных объектов, произошедших из-за нарушения этих правил и приведших к большим разрушениям и человеческим жертвам: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, события на шахте «Воркутинская». Действующий закон в сфере промышленной безопасности был принят более 15 лет назад. Единообразные требования, которые им предусмотрены, стали применяться к принципиально разным производственным объектам, начиная от угольных шахт и заканчивая газовыми котельными и объектами строительства. Такой унифицированный подход, не учитывающий специфику отраслей и производств, приводил к значительным финансовым затратам и потерям времени. В последнее время стало очевидным, что действующие подходы по регулированию промбезопасности являются, по сути, запретительными для значительного количества новых производств и проектов», - напомнил Владимир Гутенев.

Решить эти назревшие проблемы призван принятый Госдумой 4 марта 2013 года закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Он вносит значительное количество новаций в области промышленной безопасности, включая те, которые приводят к значительному снижению финансовой нагрузки на предприятия при получении необходимых разрешений на проектирование и эксплуатацию опасных объектов.

«Принципиально важным для развития высокотехнологических отраслей промышленности и ОПК является законопроект о реформе РАН. Этот правительственный документ, вызвавший широкий общественный резонанс, может существенно изменить условия функционирования российской фундаментальной науки, повлиять на инновационное развитие высокотехнологических отраслей промышленности, на обороноспособность нашей страны», - считает представитель машиностроительной сферы в нижней палате российского парламента.

«Если говорить по существу законопроекта, то реформа РАН назрела давно. Поэтому реорганизация академии нужна, причем, жесткая и радикальная. Несколько насторожила спешка, в которой рассматривался этот важнейший законопроект. Но даже в этих достаточно сжатых временных рамках, благодаря профессиональной работе Думских профильных Комитетов, экспертных организаций и активной позиции самих ученых и сотрудников РАН, а также вмешательству Президента страны, удалось радикально улучшить базовый вариант закона. Теперь необходимо провести широкомасштабные общественные слушания с участием научного сообщества, работодателей, представителей общественных институтов, органов власти и СМИ, чтобы детально продумать стратегию реформирования РАН и разработать проекты соответствующих подзаконных актов», - подчеркнул Гутенев.

«Думаю, целесообразно еще раз задуматься и, возможно, расширить показатели и критерии эффективности РАН и фундаментальной науки в целом. По моему мнению, РАН должна не только стремиться к зарубежному признанию и высокой цитируемости, но и формировать те заделы в отраслевой науке и высокотехнологичной промышленности, которые позволят получить конкурентоспособные преимущества, конвертируемые в доходы бюджета и рост благосостояния наших граждан», - считает первый зампред Думского Комитета по промышленности.

Если говорить о ближайшем будущем законотворческой деятельности в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности, то большие надежды Владимир Гутенев возлагает на законопроекты «О государственном стратегическом планировании» и «Об основах государственно-частном партнерства в Российской Федерации».

Принятие закона «О государственном стратегическом планировании», по мнению Гутенева, позволит усилить роль государственных институтов в определении долгосрочных целей и приоритетов развития страны, в создании законодательных основ развития системы национальной безопасности, а в сочетании с принятым в конце 2012 года законом «О фонде перспективных исследований» даст возможность обеспечить «загоризонтное» планирование развития научно-технологической базы ОПК.

«Мы внимательно рассмотрели вариант законопроекта «О государственном стратегическом планировании», предложив к нему 20 поправок. В них мы постарались четко прописать схему планирования и распределение функций между различными субъектами государственной власти. Учитывая сложность и высокую наукоемкость работ по государственному стратегическому планированию, мы также предлагаем определить специальный федеральный орган для реализации этой важной функции», - пояснил депутат.

«Если вспомнить историю нашей страны, то уже 120 лет государство ищет рациональные пропорции сочетания госзаказа с интересами частного бизнеса. Положительные стороны присутствия государства в экономике очевидны – концентрация усилий на наиболее значимых для страны направлениях деятельности, форматирование экономики по принципу единого организма, подчиненного выполнению общих задач. Но также очевидны и минусы государственного вмешательства: частные предприятия, получившие госзаказ с гарантированной нормой прибыли, при формировании цены продукции не склонны бороться за снижение издержек производства. Кроме этого, гипертрофированно возрастает роль распределителей госзаказа, что приводит к росту коррумпированности чиновничества. Очевидно, целесообразно сочетание положительных сторон этих двух подходов – конкуренции, свойственной частному бизнесу, и долгосрочного государственного управления», - считает Первый вице-президент Союза машиностроителей России.

«Развитие сотрудничества бизнеса и ОПК на государственном уровне должно идти по пути создания условий для государственно-частного партнерства. Основные задачи в области ГЧП в ОПК изложены в программной статье Президента страны Владимира Путина, посвященной проблеме безопасности и ОПК. Глава государства считает важным продвижение государственно-частного партнерства в оборонной промышленности. Именно новые частные компании могут быть источником технологических прорывов, способных радикально изменить отрасль», - подчеркнул Гутенев.

Для создания эффективного ГЧП Первый зампред Думского Комитета по промышленности считает целесообразным внести изменения в целый ряд важных фундаментальных законов, а придать целостность этой системе документов призван разрабатываемый в настоящее время законопроект «Об основах государственно-частного партнерства».

Обсуждаются также предложения в базовый законопроект о промышленной политике. По мнению Гутенева. это – непростой, но, вместе с тем, чрезвычайно важный и фундаментальный для отечественной промышленности документ. «От того, насколько качественно и детально он будет проработан, во многом зависит состояние нашей экономики, ее способность реагировать на внешние и внутренние вызовы и угрозы», - подчеркнул Первый вице-президент СоюзМаш России.


Вернуться к списку новостей