Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

26 августа 2013 года

Российская газета: Спутник вышел на орбиту

МАКС-2013 призван в очередной раз подчеркнуть, что Россия сохраняет свое первенство и в космосе, и в воздухе. Но, как считает первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, уже в ближайшее время наша страна рискует это лидерство потерять. Виной всему, по его мнению - отсутствие необходимой эффективности в управлении космической отраслью. Свою точку зрения он изложил "РГ".

С момента полета первого человека в космос СССР закрепил за собой первенство в этой отрасли. Как дела обстоят сейчас?

Владимир Гутенев: За последние 20 лет ситуация существенно изменилась: первенство сменилось сотрудничеством с другими странами, и сегодня говорить о лидерстве России в космической сфере не приходится. В XXI веке количество стран, осуществляющих космическую деятельность, увеличилось в 1,5 раза. Наиболее динамично космическая отрасль развивается в Китае, который уже обогнал США по количеству запусков, по активности стал второй космической державой после США, а по темпам развития отрасли - первой. В настоящее время международная космическая деятельность приобретает новое нетрадиционное качество - активно развиваются частные компании, которые предлагают новые технологические решения и участвуют в крупных международных программах.

Мировой космический рынок за пять лет вырос с $170 млрд до $250 млрд. Его российский сегмент по различным оценкам составляет около $10-12 млрд. С одной стороны, это относительно немного, но с другой - сопоставимо с доходами от экспорта российского вооружения. Основные конкурентные преимущества России - более низкая стоимость вывода полезной нагрузки на низкие и геопереходные орбиты. Поэтому Россия пока еще удерживает первое место по числу запусков: 24 из 78 за прошлый год. За Россией следует Китай с 19 пусками, третье место у США - 13 пусков. Но из-за участившихся аварий ракет-носителей доля России в коммерческих запусках снизилась с 57% в 2010 году до 31% в прошлом.

Какая ситуация сложилась с отечественными спутниками?

Владимир Гутенев: Здесь ситуация хуже: качество их низкое, стоимость - выше зарубежных, а затраты на создание и поддержание российского спутника в работоспособном состоянии в четыре раза превышают зарубежные стандарты. Россия в значительной степени утратила способность проектировать и изготавливать часть приборов и узлов современных спутников. Российское производство спутников практически не представлено ни на мировом рынке готовых изделий, ни на рынке комплектующих.

В нашей стране до сих пор нет национальной системы космических метеонаблюдений, поэтому Росгидромет в основном использует данные с зарубежных спутников. Количество аппаратов космического мониторинга окружающей среды и дистанционного зондирования Земли в последние годы увеличилось с 5 до 7. Но это в три раза меньше, чем в США, более чем в два раза меньше, чем в Китае, и даже меньше, чем в Индии. К тому же они не представляют собой систему: создаются на семи предприятиях без отраслевой координации.

Первый спутник Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС был выведен на орбиту в 1982 году. Штатного состава в 24 аппарата система достигла в 1995-м, но к 2001 году работали только восемь. В июне 2010-го Анатолий Перминов, возглавлявший тогда Роскосмос, обещал, что полное развертывание ГЛОНАСС завершится до конца года. Однако это произошло только в декабре 2011 года.

Обстановку обостряют многочисленные аварии.

Владимир Гутенев: Аварии фатально преследуют российскую космическую отрасль в последние годы. В этом ряду стоят и изменения в сроках запусков, и потеря многообещающих, дорогостоящих аппаратов. С начала 2011 года произошло 9 аварий. По оценкам экспертов, ущерб от них может превышать доходы от космической деятельности. В других ведущих странах динамика космических неудач значительно ниже. В итоге за последние три года конкурентоспособность российских ракет-носителей на мировом рынке существенно снизилась. Особенно это стало заметным после неудачного 2011 года. Такая ситуация в космической отрасли сложилась из-за отсутствия необходимой эффективности в управлении космической отраслью. В декабре 2012 года Федеральное космическое агентство опубликовало госпрограмму "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы". В программе зафиксированы три приоритета. Первый - обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологии и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. Второй приоритет - создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. Значимость этого направления связана с качественным изменением космической техники, которая становится сегодня основным инструментом в получении знаний о Вселенной. Третий приоритет - пилотируемые полеты, в том числе предполагающие проведение уникальных технологических и биологических экспериментов в условиях длительного отсутствия гравитации.

Госпрограмма предусматривает рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% к 2015 и до 16% к 2020 году. Ожидается двукратный рост производства в отрасли по сравнению с показателями 2011 года. Производительность труда предполагается повысить в 2,23 раза, а техническую оснащенность - с 20 до 60%. В результате долю России на мировом рынке ракетно-космической техники планируется увеличить до 16%. Для достижения этих целей Роскосмос предлагает активнее внедрять перспективные технологии высокотехнологичного машиностроения, приборостроения и материаловедения, расширять развитие экспериментальной базы для отработки перспективной космической техники. Кроме того, одним из приоритетов станет совершенствование системы управления ракетно-космической промышленности, осуществление комплексных мероприятий по ее реструктуризации и техническому переоснащению. Итогом госпрограммы должны стать создание и принятие в эксплуатацию космического ракетного комплекса "Ангара-А5", строительство объектов космодрома "Восточный". К 2015 году в космосе должны будут находиться 95 российских космических аппаратов, а к 2020-му - 113. Отдельно оговаривается и развитие ГЛОНАСС: если в настоящее время точность определения местоположения объектов составляет около 2,8 м, то к 2015 году система должна обеспечивать точность около 1,4 м, а к 2020-му - около 0,6 м.

Что может помешать реализации этой госпрограммы?

Владимир Гутенев: Во-первых, недостаточное финансирование. В обсуждаемом в настоящее время законопроекте "О федеральном бюджете" минфин, как известно, предлагает снизить финансирование госпрограммы "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы". Грядущее сокращение ассигнований может поставить под угрозу выполнение Указа президента РФ о строительстве космодрома "Восточный". Во-вторых, кадровые проблемы. В 2012 году доля квалифицированных рабочих, прошедших обучение и переобучение, в России составляла менее 50%, в то время как в США - 80% и даже в Бразилии - 53%. Поэтому производительность труда в американской космической отрасли в несколько раз выше, чем в России. И, несмотря на то, что по численности работников в России почти в 2,5 раза больше, чем в США, общая эффективность использования их труда оказывается значительно ниже. Это связано с тем, что в настоящее время в российской космической отрасли фактически отсутствует так называемое среднее звено специалистов.

И, в третьих, если говорить об эффективности управления космической отраслью, то здесь тоже имеются недостатки, причем весьма существенные. Среди производственных предприятий российской космической отрасли не развита кооперация. Многие сборочные площадки России вертикально интегрированы в производство компонент, что сужает возможности их развития и не соответствует мировой практике повышения унификации и стандартизации изделий, снижения их стоимости за счет масштабов производства. Результаты уже проведенного анализа системы управления космической отраслью свидетельствуют, что реорганизация Роскосмоса необходима. Понятно, что в значительной степени звучащие предложения направлены на изменение направления и концентрацию финансовых потоков и управленческих полномочий. Но то, что необходимо осуществлять долгосрочное стратегическое планирование и управление космической отраслью с максимально четкой ориентацией на конечный результат, - в этом нет никаких сомнений.

справка

Сегодня в подмосковном городе Жуковский стартует крупнейший Международный авиационно-космический салон МАКС-2013. В этот раз салон объединит более 850 российских и зарубежных компаний из 45 стран мира. В рамках космического авиасалона запланирован ряд премьер - 25 российских компаний продемонстрируют 80 различных видов и модификаций летательных аппаратов


Вернуться к списку публикаций