Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

29 октября 2013 года

Российская газета: Станок строим вместе

В Таможенном союзе будут созданы промышленные кластеры

Союз машиностроителей России, Белорусская республиканская ассоциация предприятий промышленности (БелАПП) и национальная палата предпринимателей Казахстана недавно подписали меморандум о технологическом перевооружении в рамках Таможенного союза (ТС). Это позволит существенно повысить конкурентоспособность в первую очередь машиностроительной продукции стран ТС на внутреннем и внешнем рынках.

Как отметил первый вице-президент "СоюзМаш России" Владимир Гутенев, в соответствии с меморандумом "планируется разработать принципы технического переоснащения машиностроительных комплексов стран ТС, а также развивать механизмы промышленной кооперации. Фактически речь идет о создании межгосударственных промышленных кластеров, основанных на технологическом базисе стран-участниц".

По имеющимся данным, свыше трети совокупных машиностроительных мощностей в регионе ТС могут эффективно работать в рамках взаимной двух- и трехсторонней кооперации. Кроме того, многие предприятия РФ, Беларуси и Казахстана давно задействованы во взаимных поставках оборудования для машиностроительной индустрии. Поэтому целесообразность совместного технологического перевооружения тяжелой индустрии этих государств очевидна.

Технологический "базис" для машиностроительных кластеров в Таможенном союзе уже появился

Предусматривается также создание Координационного совета по развитию машиностроения в ТС. Его основная задача - формирование нормативно-правовой базы для "машиностроительной" интеграции с учетом соответствующих документов и технологического опыта отраслевой интеграции за рубежом.

Между тем одной из главных задач нового отраслевого "вектора" в ТС станет обновление основных машиностроительных фондов. Особенно в России и Казахстане, где уровень их износа выше, чем в Беларуси. По мнению председателя комиссии Союза машиностроителей России по развитию инжиниринга в машиностроении Владимира Сметаны, эта отрасль в РФ "развивается неустойчиво, структура его производства и экспорта улучшается медленно. Быстрых решений требует проблема высокого физического и морального износа основных производственных фондов". Кстати, по оценкам экспертных советов машиностроительных подотраслей РФ (2013 г.), доля импорта наукоемкого оборудования в металлургическом комплексе РФ почти достигает 50%, а в сфере машиностроения - более 55%.

Но упомянутые проблемы связаны также с таможенным регулированием в рамках ТС, точнее - с выработкой единой тарифной политики в сфере импорта промежуточной и готовой продукции машиностроения. "Импортируемые комплектующие, например, для создания станка, если они пока не выпускаются в стране-импортере, должны иметь минимальные ставки ввозной пошлины, - пояснил "РБГ" вице-президент ТПП Георгий Петров. - А готовый станок следует ввозить по максимальной ставке. А в целом нужно направить политику Евразийской экономической комиссии на поддержку прежде всего тех отраслей, включая машиностроение, которые определяют облик современной индустрии".

Тем временем, по данным белорусского МИДа, в среднесрочной перспективе ожидается дальнейший рост спроса на белорусские товары машиностроения в РФ и Казахстане: их совокупная доля в машиностроительном экспорте Беларуси превышает 70%. Вдобавок на долю российско-белорусских проектов в этой отрасли приходится свыше половины всех совместных машиностроительных проектов в СНГ. Словом, технологический "базис" для соответствующих кластеров в регионе Таможенного союза уже создан.


Вернуться к списку публикаций