Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Владимир Гутенев: «Нашим производителям приходится работать в очень жестких условиях»

Насколько успешно будет развиваться... Подробнее

Участники фестиваля «От винта!» на МАКС-2017 представили масштабную экспозицию и получили приглашение в Абу-Даби

В рамках Международного авиационно-космического... Подробнее

На МАКС-2017 эксперты машиностроения и ОПК обсудили с молодыми специалистами направления развития молодежной политики в интересах высокотехнологичной промышленности России

На Международном авиационно-космическом... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

29 октября 2013 года

Российская газета: Станок строим вместе

В Таможенном союзе будут созданы промышленные кластеры

Союз машиностроителей России, Белорусская республиканская ассоциация предприятий промышленности (БелАПП) и национальная палата предпринимателей Казахстана недавно подписали меморандум о технологическом перевооружении в рамках Таможенного союза (ТС). Это позволит существенно повысить конкурентоспособность в первую очередь машиностроительной продукции стран ТС на внутреннем и внешнем рынках.

Как отметил первый вице-президент "СоюзМаш России" Владимир Гутенев, в соответствии с меморандумом "планируется разработать принципы технического переоснащения машиностроительных комплексов стран ТС, а также развивать механизмы промышленной кооперации. Фактически речь идет о создании межгосударственных промышленных кластеров, основанных на технологическом базисе стран-участниц".

По имеющимся данным, свыше трети совокупных машиностроительных мощностей в регионе ТС могут эффективно работать в рамках взаимной двух- и трехсторонней кооперации. Кроме того, многие предприятия РФ, Беларуси и Казахстана давно задействованы во взаимных поставках оборудования для машиностроительной индустрии. Поэтому целесообразность совместного технологического перевооружения тяжелой индустрии этих государств очевидна.

Технологический "базис" для машиностроительных кластеров в Таможенном союзе уже появился

Предусматривается также создание Координационного совета по развитию машиностроения в ТС. Его основная задача - формирование нормативно-правовой базы для "машиностроительной" интеграции с учетом соответствующих документов и технологического опыта отраслевой интеграции за рубежом.

Между тем одной из главных задач нового отраслевого "вектора" в ТС станет обновление основных машиностроительных фондов. Особенно в России и Казахстане, где уровень их износа выше, чем в Беларуси. По мнению председателя комиссии Союза машиностроителей России по развитию инжиниринга в машиностроении Владимира Сметаны, эта отрасль в РФ "развивается неустойчиво, структура его производства и экспорта улучшается медленно. Быстрых решений требует проблема высокого физического и морального износа основных производственных фондов". Кстати, по оценкам экспертных советов машиностроительных подотраслей РФ (2013 г.), доля импорта наукоемкого оборудования в металлургическом комплексе РФ почти достигает 50%, а в сфере машиностроения - более 55%.

Но упомянутые проблемы связаны также с таможенным регулированием в рамках ТС, точнее - с выработкой единой тарифной политики в сфере импорта промежуточной и готовой продукции машиностроения. "Импортируемые комплектующие, например, для создания станка, если они пока не выпускаются в стране-импортере, должны иметь минимальные ставки ввозной пошлины, - пояснил "РБГ" вице-президент ТПП Георгий Петров. - А готовый станок следует ввозить по максимальной ставке. А в целом нужно направить политику Евразийской экономической комиссии на поддержку прежде всего тех отраслей, включая машиностроение, которые определяют облик современной индустрии".

Тем временем, по данным белорусского МИДа, в среднесрочной перспективе ожидается дальнейший рост спроса на белорусские товары машиностроения в РФ и Казахстане: их совокупная доля в машиностроительном экспорте Беларуси превышает 70%. Вдобавок на долю российско-белорусских проектов в этой отрасли приходится свыше половины всех совместных машиностроительных проектов в СНГ. Словом, технологический "базис" для соответствующих кластеров в регионе Таможенного союза уже создан.


Вернуться к списку публикаций