Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

23 апреля 2015 года

Российская газета: Выстрелим первыми

"Оборонка" мобилизует резервы



По данным Федеральной таможенной службы, в этом году доля импорта из стран дальнего зарубежья во многих категориях товаров несколько снизилась. Однако проблема импортозамещения для нашей страны сегодня как никогда раньше стоит остро.

Особую озабоченность вызывает ситуация в машиностроительном комплексе, занимающем фундаментальное место в обеспечении национальной и экономической безопасности. В радиоэлектронике зависимость от импорта доходит до 82%, в станкостроении до 90, в судостроении по отдельным видам оборудования до 100 процентов. Очевидно, что такая зависимость комплекса от импорта оборудования и комплектующих сдерживает развитие отечественного машиностроения и ведет к потере компетенций в производстве компонентной базы.

Так что проблема стоит громадная и сложная. Но в то же время этот вызов дает России уникальный исторический шанс для проведения реиндустриализации на новой технологической базе. Собственно, этот процесс уже идет, и крайне важно его завершить. А это даст нам возможность не просто заместить импорт на внутреннем рынке, но и создать продукцию, конкурентоспособную на рынках внешних.

Как сделать импортозамещение эффективным? Могу назвать комплекс предложений, с которым Союз машиностроителей России обратился к руководству страны.

При корректировке государственных и федеральных целевых программ сосредоточить ресурсы на программах импортозамещения, прежде всего в области обороны и безопасности, критических отраслях и отраслях, имеющих экспортный потенциал.

Установить минимально допустимый уровень оснащенности предприятий российским технологическим оборудованием для различных отраслей. В дальнейшем ежегодно этот показатель последовательно увеличить до 70-100 процентов. При этом предусмотреть налоговые преференции предприятиям в зависимости от доли применяемого отечественного оборудования.

Обеспечить отставание роста тарифов естественных монополий от уровня инфляции, по энергоносителям в пределах 1 процента, по транспорту до 3 процентов. Привязать субсидирование на реализацию инвестпроектов, включенных в госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и предприятий ОПК не к ставке рефинансирования в размере 0,9, а к ключевой ставке.

Чтобы не сорвать программы техперевооружения, целесообразно установить процентную ставку по кредитам в иностранной валюте не более 5 процентов при сроке кредитования до 5 лет, а также предусмотреть субсидирование процентной ставки и компенсации курсовых разрывов.

Проблема импортозамещения для нашей страны сегодня как никогда раньше стоит остро

Ввести мораторий на 1 год с возможной пролонгацией на новый порядок исчисления налога на землю под объектами оборонно-промышленного комплекса.

Политика активного импортозамещения, на мой взгляд, будет наиболее результативной в секторах, обладающих значительным потенциалом новых мощностей, или там, где есть незагруженные мощности. К числу таковых относится машиностроение, в том числе тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, станкостроение, радиоэлектроника и ряд других. В этих отраслях уже есть определенные наработки, что позволяет достичь нужных результатов за относительно короткие сроки. И хотя значительная доля компонентной базы вновь выпускаемого отечественного оборудования и будет импортной, ее доля будет последовательно уменьшаться благодаря созданию российского производства.

В особом положении находится оборонно-промышленный комплекс. Президент России перед ним поставил задачу в течение 2-3 лет достичь полной импортонезависимости. Понятно, что это диктуется определяющей ролью ОПК в развитии отечественного высокотехнологичного промышленного сектора, но главное - соображениями национальной безопасности.

Обеспечить полную независимость ОПК от импорта непросто. Но эта задача вполне решаема. И здесь западные санкции следует воспринимать как дополнительный стимул к мобилизации всех наших организационно-управленческих, производственно-технологических и иных возможностей.

А они, безусловно, имеются. Во-первых, это богатейший опыт функционирования ОПК в период так называемой "холодной войны", который должен быть сполна востребован. Во-вторых, отнюдь не исчерпаны возможности для международной кооперации. Для этого есть более надежные, чем на Западе, партнеры, прежде всего среди стран Юго-Восточной Азии. Пример тому, создание совместно с Индией экспортной модификации самолета ПАК ФА.

Третий и, пожалуй, самый главный путь обеспечения импортонезависимости ОПК - это максимальная локализация всех производств.

Подчеркну, что такая работа не только будет стимулировать науку и промышленность, но и создаст все необходимые условия для нашей национальной и экономической безопасности, независимости и суверенности. А это сегодня наш абсолютный приоритет.


Вернуться к списку публикаций