Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

12 мая 2015 года

Российская газета: Объедем импорт

Машиностроение будет находиться в авангарде импортозамещения


Согласно антикризисному плану правительства профильные министерства должны утвердить программы по импортозамещению, а к 1 июля подготовить документы по их реализации. Процесс преодоления экономического кризиса, в первую очередь через импортозамещение, будет носить упорядоченный, программный характер, считает первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый зампред Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. Он рассказал "РГБ" о достоинствах и недостатках антикризисного плана.

- Как вы оцениваете антикризисный план?

- Позитивно то, что правительство прислушалось к мнению промышленного сообщества, включив в план ряд наших предложений. Хорошо, что для реализации антикризисного плана предусмотрены конкретные меры финансового характера. В рамках федерального бюджета создан специальный фонд, объем которого после принятия поправок в бюджет на текущий год должен составить около 234 млрд руб., которые предполагается направить в первую очередь на поддержку системообразующих предприятий, на реализацию дополнительных мер по стимулированию отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства и рынка труда. Помимо этого, выделяется 3 млрд руб. для субсидирования процентной ставки Росэксимбанка по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. Предусмотрена передача неприбыльных активов в специальный орган, который будет управлять ими, чего не было в период предшествующего кризиса. Намечено также то, что давно уже следовало бы сделать - сокращение в течение следующих трех лет госрасходов как минимум на 5% в год с тем, чтобы к 2017 году достичь сбалансированности бюджета. Причем обеспечить их сокращение предполагается в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат. Например, будут урезаны расходы на функционирование органов государственной власти, на оплату услуг повышенной комфортности.

- А минусы у плана есть?

- В плане есть напряженный момент, зависящий от того, насколько разумно будут реализованы некоторые его положения. Речь, в частности, идет о 10%-ном сокращении расходных статей бюджета на 2015 год. Это, конечно, придется делать, но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пострадали ключевые направления экономики - оборонно-промышленный комплекс и высокотехнологичный сектор в целом. При любых условиях должны быть полностью завершены программы технологического перевооружения промышленных предприятий. Так что у правительственного антикризисного плана довольно много достоинств, но в целом не хватает того, что можно было бы назвать целостной стратегией выхода из кризиса.

- Каковы перспективы импортозамещения в машиностроении?

- Будем объективны - западные санкции осложняют экономическое положение России. Но рано или поздно стратегические издержки курса на изоляцию нашей страны неизбежно превысят для Запада тактические результаты. Собственно, понимание этого у западных партнеров происходит уже сейчас. А мы должны сделать все для того, чтобы не просто выживать в этих условиях, но и достаточно динамично развиваться, превращая минусы ситуации в плюсы. Согласитесь, что это будет нашим лучшим ответом на санкции. Мы обязаны сполна использовать те преференции для наращивания экспорта, которые дает нам ослабление курса рубля, делая российский товар вполне конкурентоспособным для внешней экспансии. Да и зависимость нашей экономики от импорта пусть и высока, но далеко не фатальна, тем более что здесь вполне возможна смена партнеров. Это, кстати, полезно и с точки зрения безопасности, потому что исключит попадание к нам оборудования с так называемыми "недекларированными возможностями", которые могут быть использованы недобросовестным партнером в критический момент, особенно на объектах критической инфраструктуры.

В целом перспективы выхода отечественной экономики из кризиса следует связывать с реализацией модели импортозамещения, ориентированного на экспорт. А это возможно только на прогрессивной технологической базе, что делает процесс завершения модернизации производств ключевым звеном антикризисной стратегии. Причем необходимо обеспечить государственную поддержку прежде всего критически важных технологий - электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии, авиакосмического, энергетического машиностроения, специального судостроения и др. Приоритет должен быть отдан тем сегментам экономики, которые обеспечивают устойчивость социально-экономической системы страны, ее технологическую независимость и безопасность. Очевидно, что это, прежде всего, оборонно-промышленный комплекс и другие высокотехнологичные отрасли промышленности.

И, наконец, политика активного импортозамещения будет наиболее результативной, на мой взгляд, в тех секторах, которые обладают значительным потенциалом новых мощностей, или там, где сохраняется потенциал незагруженных мощностей. А к ним сейчас можно отнести в первую очередь как раз машиностроительные производства. Именно машиностроение будет находиться в авангарде импортозамещения.

- Кто будет на втором месте?

- Если мы будем не просто выживать, а реализовывать стратегию технологического развития, то следует особо сказать об оборонно-промышленном комплексе, который в известном смысле является синонимом и высокотехнологичной промышленности, и машиностроения. ОПК обладает рядом преимуществ. Во-первых, продукция оборонных производств уже сейчас участвует в прямой конкуренции на мировом рынке, что дает возможности по наращиванию экспорта. Во-вторых, перед комплексом поставлена задача достижения полной импортонезависимости, что побуждает активно развивать систему производственной кооперации, ориентированной преимущественно на отечественных производителей. В-третьих, необходимость повышения уровня обороноспособности страны и сохранения конкурентоспособности на внешних рынках стимулируют существенные вложения в НИОКР, ориентированные на практическое применение. Все это позволяет говорить о том, что оборонные производства могут способствовать развитию других базовых секторов российской промышленности, в том числе и всех подотраслей машиностроения.

- Как можно усилить контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на импортозамещение?

- Это извечная российская проблема, а в нынешних условиях самая что ни на есть ключевая. Разве допустимо то, что, например, происходит при строительстве космодрома "Восточный", куда выделены громадные деньги, и которые так неэффективно используются. Есть и другие случаи, которые уже долгое время у всех на слуху. Вы заметили, как модны сейчас так называемые "дорожные карты" и даже с "развилками". Но было бы лучше, если бы в ведомствах, помимо этого, были точные календарные планы-графики с реперными точками, указывающими, когда и каких показателей надо достичь, кто несет персональную ответственность за их достижение. Об этом много говорится на всех уровнях, но мало что делается. В той же сфере госзакупок вопреки экономическим реалиям некоторые государственные и муниципальные структуры продолжают закупать товары по явно завышенной цене, да еще зачастую и не у отечественных производителей. Характерно, что в 2014 году Счетная палата обнаружила 2,5 тысячи нарушений при использовании бюджетных средств, а следственными органами возбуждено всего 24 уголовных дела. При всей застарелости этой болезни рецепт ее лечения достаточно прост - это самый жесткий государственный и общественный контроль и предельно возможная персональная ответственность должностных лиц за результаты своей деятельности. Но главное, чтобы наказание виновных носило неотвратимый характер. Пока этого нет, безответственность будет порождаться вновь и вновь.

- Зачем нужно создавать свободную экономическую зону (СЭЗ) в Крыму?

- Жители Крыма, высказавшись за возвращение в Россию, прежде всего по патриотическим причинам, должны быть уверены в устойчивом развитии своего региона. Нельзя забывать и о важном стратегическом положении полуострова на Черном море. Да и просто безответственно было бы по максимуму не воспользоваться богатейшими и уникальными возможностями крымской земли.

Так вот создание свободной экономической зоны и должно этому содействовать путем привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых промышленных производств, транспортной инфраструктуры, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, создания более благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Кстати, международная кампания против капиталовложений в Крым фактически провалилась. Интерес к нему не снижается, и по последним официальным данным, общее число стран-инвесторов в крымскую экономику превысило 20. Сегодня в республике реализуется свыше 80 инвестиционных проектов стоимостью около 9 млрд долл.

Участники СЭЗ получат снижение ставки отчислений во внебюджетные фонды с 21-27% до 7,6%, смогут пользоваться дополнительными налоговыми льготами и режимом свободной таможенной зоны. Импортные товары, комплектующие и оборудование, необходимые для ведения деятельности, будут ввозиться в регион без пошлин. А инвесторы будут иметь право поставлять свою продукцию в другие регионы России, экспортировать ее, в том числе в страны Таможенного союза. Так что интерес к капиталовложениям в Крым будет только нарастать.

- Зачем нужна отсрочка от призыва в армию работников оборонки?

- Причина нашей законодательной инициативы очевидна - усиление кадрового потенциала ОПК за счет закрепления в нем лучших выпускников технических вузов, которые трудоустроившись на оборонные предприятия, получают четырехлетнюю отсрочку от призыва на действительную военную службу. Таким образом снимается проблема временного разрыва между окончанием обучения и поступлением на работу по специальности, обеспечивается эффективное закрепление свежих теоретических знаний молодых специалистов практическими навыками, снижается вероятность их трудоустройства не по специальности после прохождения военной службы. Обязательным условием для получения права на отсрочку является: наличие у гражданина диплома бакалавра, специалиста или магистра с отличием либо диплома об окончании вуза на условиях целевого обучения. Законопроект полностью подержан промышленным и образовательным сообществами, минпромторгом, минобрнауки. Одобрил инициативу и председатель правительства Дмитрий Медведев. Минобороны попросило продлить время для предоставления официального отзыва. Мы надеемся, что правительство РФ, понимая важность вопроса, даст положительное заключение на законопроект. России жизненно необходимы творчество, энергия и интеллект молодого поколения для обновления и развития сильной, конкурентоспособной экономики. Поэтому привлечение свежих и талантливых сил в реальный сектор - сегодня наш важнейший приоритет.


Вернуться к списку публикаций