Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

20 мая 2015 года

Российская газета: Наши наступают

Отрасль стремительно завоевывает мировой рынок


Вертолетостроение - одна из немногих отраслей российского машиностроения, которая на протяжении последнего десятилетия демонстрирует устойчивый рост с хорошими показателями. Поставки отечественных вертолетов насчитывают свыше 250 единиц в год, портфель заказов - сотни миллиардов рублей, а география экспорта превышает 100 стран мира.

Благодаря чему отрасли удалось выжить, преодолеть тяжелейшие кризисные десятилетия и сохранить высокую динамику развития? Я бы выделил несколько основных моментов. Первый состоит в том, что советскому вертолетостроению, всегда находившемуся в авангарде технического прогресса, удалось создать такие образцы техники, которые во многом опередили свое время. Мы помним установленные на них мировые рекорды грузоподъемности, высотности и скорости. Но главное, что в них был заложен громадный потенциал модернизации. Поэтому эти вертолеты не только востребованы сегодня, но будут соответствовать требованиям завтрашнего дня.

Второй момент: "Рособоронэкспорту" удалось удержать жизнеспособные оазисы в отрасли - "Роствертол", Арсеньевский "Прогресс" и даже пустить новые побеги. То есть военно-техническая составляющая, по сути, спасла и поддержала всю вертолетную отрасль. Задел был настолько мощным, что не только удалось пережить эти два тяжелейших десятилетия, но и, опираясь на базовые модели уже с новыми материалами, людьми и подходами, успешно конкурировать на традиционных рынках сбыта и завоевывать новые.

Не последнее место в процессе относительно быстрого развития отечественного вертолетостроения занимает успешная модернизация производственных мощностей. Следует отметить, что речь идет о масштабной модернизации отрасли в целом, в которую входят и вертолетные заводы, и поставщики комплектующих, и сервисные предприятия, и конструкторские бюро. Техническое перевооружение полным ходом идет на Казанском вертолетном заводе, Улан-Удэнском авиационном заводе, Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, "Роствертоле" и других предприятиях холдинга.

И, наконец, отдадим должное успешному реформированию. Вертолетостроение было вовремя интегрировано в Ростех. Инициатором изменений выступил глава минпромторга Денис Мантуров. А руководство "Ростеха", "Вертолетов России" использовало весь диапазон возможностей для поддержки отрасли, включая и возможности Союза машиностроителей России. Не случайно вертолетостроители постоянно участвуют в реализации всех инициатив Союза, направленных на развитие отечественного машиностроения. Особенно активны они на кадровом направлении, при проведении школьных технических олимпиад и молодежных форумов "Инженеры будущего".

Благодаря интегрированному реформированию вертолетостроительной отрасли и консолидации, начиная с 2007 года, всех производственных и конструкторских активов в рамках единой структуры удалось добиться значимых результатов.

Сегодня в холдинг "Вертолеты России" входит 26 предприятий и организаций общей численностью персонала 46,5 тысячи человек. В 2014 году заказчикам был поставлен 271 вертолет. Для сравнения: в 1999 году, на который пришлось наибольшее падение производства после распада СССР, на всех российских заводах было собрано 40 новых вертолетов. По сравнению с показателями 2013 года, в 2014 году выручка возросла на 18 процентов и превысила 191 миллиард рублей, а чистая прибыль увеличилась на 46 процентов.

В планах руководства холдинга до 2030 года держать среднегодовые поставки вертолетов в 230-280 штук с постепенным увеличением доли гражданских машин в общем объеме поставок.

В части развития модельного ряда вертолетов гражданского назначения холдинг стремится к созданию современных образцов на базе хорошо зарекомендовавших себя типов вертолетов и выводу на рынок новых конкурентоспособных машин. К первому направлению относятся модернизированные легкие вертолеты "Ансат", Ка-226Т и средний Ми-171А2, ко второму - новинки Ми-38, Ка-62 и перспективный средний вертолет. Кроме того, продолжится модернизация вертолетов типа Ми-8 и Ми-171, востребованность которых в среднесрочной перспективе не подлежит сомнению.

Эти проекты реализуются по федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники", являющейся частью госпрограммы развития авиапрома. По проекту Ми-38 уже завершена постройка четвертого опытного образца. Холдинг приступил к завершающему этапу сертификационных испытаний. По проекту Ка-62 создано два опытных образца.

Однако самый амбициозный проект в классе средних гражданских вертолетов - RACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter) - российский перспективный коммерческий вертолет. В перспективе он должен заменить самую успешную машину отечественного вертолетостроения Ми-8/17.

Безусловно, на эти планы свой отпечаток накладывает нынешняя политико-экономическая ситуация. Немотивированное санкционное давление со стороны Запада, разрыв кооперационных связей с Украиной затрудняют деятельность российских промышленных предприятий, в том числе в вертолетной сфере.

В этой связи особую актуальность приобрела тема импортозамещения в отрасли. Особенно это коснулось двигателей, поскольку "Вертолеты России" в основном пользовались продукцией, произведенной украинской компанией "Мотор Сич". Перед российскими производителями встала серьезная задача в кратчайшие сроки наладить выпуск собственных двигателей и других комплектующих для авиапрома, включая вертолетостроение. Для решения этих задач мы при внесении поправок в бюджет на 2015 год дополнительно выделили 21 миллиард рублей на импортозамещение в авиационном двигателестроении.

Работа по этому направлению успешно ведется. Предприятие "Климов" полностью завершило квалификационные испытания двигателя ВК-2500, созданного исключительно из российских комплектующих. Теперь стоит задача серийного выпуска до 350 штук в 2017 году.

Кроме того, осенью 2014 года Военно-воздушным силам поставлены новые модернизированные вертолеты Ми-8АМТШ-В, построенные на производственной площадке холдинга в Улан-Удэ с использованием исключительно российских комплектующих. На этой машине установлены двигатели ВК-2500-03, сделанные на заводе "Климов". Они позволили повысить надежность и безопасность боевого применения вертолета и его летно-технические характеристики. На примере этой машины уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться существенных улучшений характеристик вертолета. Кроме того, увеличенный ресурс российских двигателей благоприятно скажется и на стоимости эксплуатации вертолетов.

Еще одним направлением модернизации стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП "Аэросила". Таким образом, возможности вертолета при эксплуатации в высокогорной местности и автономном базировании существенно возросли.

Сегодня холдинг ведет работы над созданием на базе Ми-8АМТШ-В специализированного вертолета Ми-8АМТШ-ВА. Эта модификация приспособлена к тяжелым климатическим условиям и будет эксплуатироваться в арктических военных частях.

Так что есть все основания считать, что к 2018 году российские двигателестроители в полном объеме выполнят программу по импортозамещению в вертолетной отрасли.

Тем не менее в ходе процесса импортозамещения наметился ряд сложностей. Вертолет как единица подлежит сертификации. Поэтому сегодня возникла определенная проблема. Для того чтобы внести в него изменения, особенно значимые (например, заменить двигатель), необходимо обязательно внести изменения в сертификат типа. Это нужно согласовывать с разработчиками - МВЗ имени М.Л. Миля или КБ Камов, а также с авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета. Все это происходит достаточно сложно и с большими временными затратами. Сейчас мы прорабатываем варианты решения этой проблемы.

Еще один важный аспект связан с взаимодействием предприятий - производителей вертолетной техники и поставщиков комплектующих изделий. Зачастую невысокая надежность комплектующих служит причиной предъявления рекламаций заказчиками вертолетной техники. В этой связи очевидна необходимость в разработке единых стандартов качества и применении их на протяжении всей цепочки поставок, а также формировании единого реестра отчетности по выявленным фактам некачественной продукции и мерах по их устранению.

Планы российских вертолетостроителей масштабны: занять 20 процентов рынка к 2020 году. Опыт последнего времени показывает, что российские производители вертолетов способны успешно решать самые амбициозные задачи. Это позволяет надеяться не только на сохранение ведущих позиций в мире, но и на расширение рынков и номенклатуры поставляемых вертолетов.


Вернуться к списку публикаций