Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

22 января 2013 года

Российская газета: Бизнес займет оборону

Комитет Госдумы по промышленности начал работу по подготовке законопроектов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и потенциала оборонно-промышленного комплекса. Предпосылок тому немало.

Сегодня средняя рентабельность почти полутора тысяч предприятий российского ОПК составляет 6-8%, что значительно ниже уровня по промышленности в целом. Изменить сложившуюся ситуацию возможно только за счет привлечения частного бизнеса к выпуску военной продукции, считают депутаты. О том, какие меры будут приняты для развития сотрудничества бизнеса и ОПК, рассказал "РБГ" первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Владимир Гутенев.

Владимир Владимирович, насколько важно взаимодействие частного бизнеса и ОПК для нашей страны?

Владимир Гутенев: Организация эффективного взаимодействия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и частного бизнеса в настоящее время является чрезвычайно важной задачей. Ее актуальность обусловлена не только необходимостью создания хорошо оснащенных Вооруженных сил, в полной мере отвечающих современным глобальным вызовам, но и потребностью восстановления ритмичного и динамичного функционирования одной из важнейших отраслей российской экономики, которая в предыдущие десятилетия фактически стала заложником рыночных реформ.

К концу 1980-х годов ОПК занимал господствующее место в экономике СССР. Более 3 тыс. предприятий производили 20-25% валового национального продукта, на их долю приходилось более 12% основного капитала промышленности. Деятельность ОПК обеспечивалась поставками продукции с более 10 тыс. предприятий-смежников. На решение оборонных проблем расходовалась преобладающая часть интеллектуального потенциала страны. В 1988 году на нужды военных разработок тратилось почти 3/4 всех средств, выделяемых в бюджет на НИОКР. Общая численность персонала оборонных НИИ и КБ превышала 1,8 млн человек. Однако последующее резкое снижение доли расходов от ВВП на национальную оборону привело к разрушению коопераций организаций и технологических цепочек и, как следствие, к потере многих важных наукоемких технологий, высокотехнологического оборудования, высококвалифицированного научного, инженерно-технического и рабочего потенциала.

По существу, выход из такой непростой ситуации только один: развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) - совокупности организационно-правовых, финансово-экономических отношений и совместных действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей экономической политики государства.

Какие законодательные меры будут приняты для развития партнерства между частным бизнесом и ОПК?

Владимир Гутенев: Закон "О государственном оборонном заказе" уже принят, на очереди - законопроекты "О федеральной контрактной системе" и "Об инновационной деятельности в Российской Федерации".

Пока частный бизнес неохотно становится партнером крупных компаний в производстве вооружений и военной техники, поскольку наряду с низкой рентабельностью существовала практика, когда минобороны по ходу вносило коррективы в уже утвержденный госзаказ. Предприятиям при небольшой рентабельности было чрезвычайно сложно, не имея гарантированных долговременных заказов, включаться в производственную кооперацию. Поэтому необходимо создать комплекс благоприятных для частного бизнеса условий по комплексному критерию "прибыль/риск". В сочетании с долгосрочным характером спроса на продукцию и возможностью участия государства в создании необходимых производственных мощностей на частных предприятиях, это подтолкнет многие фирмы к взаимовыгодному сотрудничеству с предприятиями ОПК.

В законопроекте о ФКС, который заменит 94-ФЗ, предусмотрено 10%-ное участие малого бизнеса при распределении контрактов, в том числе в ОПК. Выдвинута инициатива об увеличении до 15% участия малых предприятий в распределении контрактов. Эта позиция получила положительную оценку со стороны правительства. Уверен, что обновленное руководство министерства обороны и переданная в Военно-промышленную комиссию (ВПК) "Оборонпоставка" сформируют такие условия, когда эта норма для малого бизнеса будет исполняться.

В законопроекте "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" также заложены многие правильные мысли, которые следует конкретизировать и развить.

Какую роль в развитии партнерства бизнеса и ОПК будут играть технопарки?

Владимир Гутенев: Одна из форм инновационной деятельности заключается в вовлечении частного бизнеса в инвестпроекты посредством системы технопарков. Их целесообразно создавать на базе или во взаимодействии с крупнейшими предприятиями ОПК. Целесообразно сформировать, условно говоря, "Милитари-Сколково". Желательно это сделать в Подмосковье. Это могли бы быть и регионы, где есть мощные оборонно-промышленные кластеры и крупные научные центры - Самарская, Свердловская области. Считаю, что создание таких технопарков невозможно без амбициозной молодежи и серьезной университетской базы с сильным профессорско-преподавательским составом.

Одной из основных задач этой головной структуры должны стать не только поиск, формирование и реализация каких-то интересных бизнес-проектов для ОПК, но и формирование некоего банка знаний, компетенций, технологий с учетом ограниченного доступа к этой базе различных групп участников проекта. Другими словами, предполагается установить разный доступ к информационным пластам: одно дело - это промышленные предприятия или созданные при них технопарки. Другое дело - наши зарубежные партнеры, которые, в свою очередь, тоже пользуются разной степенью доверия. С некоторыми из них, например, с Индией, реализуется целый ряд высокотехнологичных проектов - проект по гиперзвуковой ракете Брамос, а также по военно-транспортной авиации и истребителям ПАК ФА.

Если употребить военную терминологию, то технопарки - это естественные полигоны, в которых могут отрабатываться перспективные технологические и бизнес-проекты, и наиболее успешные из них - затем тиражироваться на всю страну.

Какие инструменты поддержки предполагается использовать для привлечения бизнеса в ОПК?

Владимир Гутенев: В деятельности исполнительной власти по развитию ГЧП предполагается реализовать меры по увеличению доли частного капитала в ОПК до 30-35%. Для этого планируется снять некоторые ограничения по режиму секретности.

Чтобы привлечь частный бизнес, необходимо давать ему постоянную и надежную информацию: где в нем необходимость, каковы условия его участия, каковы гарантии, что будет с результатами интеллектуальной деятельности, правами на нее, будут ли они отобраны государством или он получит бонусы за свои изобретения.

Основной формой взаимодействия государства и бизнеса в освоении новых технологий являются технологические платформы. В их рамках производится выделение существенных объемов финансирования для проведения различных НИР предприятиями малого и среднего бизнеса, а также промышленностью. В настоящее время сформировано около 30 технологических платформ. Активное участие в их реализации принимает государственная корпорация "Ростех", координирующая создание технологий мехатроники, СВЧ, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроения, национальной программной системы, разработку новых авиационных технологий. Достижения в этих направлениях могут найти широкое применение в ОПК. Важно их комплексно спланировать и скоординировать.

Эти и другие очень важные вопросы предстоит решить созданному при ВПК совету по ГЧП, в который вошло около сотни квалифицированных специалистов из различных отраслей. В его рамках будут предложены правила отношений государства и бизнеса в ОПК.

В каких сферах, в первую очередь, будет происходить сотрудничество бизнеса и ОПК?

Владимир Гутенев: Государство заинтересовано в том, чтобы частный бизнес активнее инвестировал средства в программы производства бронетехники, стрелкового оружия, оптических и тепловизионных систем, СВЧ-систем, гиперзвуковых технологий. Кроме этого, он может принимать активное участие в создании экспортных образцов вооружения, а также в разработке технологий двойного назначения. Многие небольшие частные предприятия в силу их высокой мобильности могут стать драйверами научно-технического прогресса, в том числе - в ОПК. И, конечно, частный бизнес предполагается активно задействовать при создании сырьевой и элементной базы ОПК.

Работа по реализации ГЧП предстоит большая и многоплановая. Еще не все понятно, что-то придется корректировать по ходу дела.

Те предложения, которые были указаны выше, - это только первый этап развития ГЧП. Но скорее всего, при переходе к следующему этапу проектного ГЧП для повышения его эффективности потребуются существенные изменения в федеральном законодательстве. Причем такие, которые не разрушили бы уже проводимые во многих регионах проекты.

Наша задача - научиться управлять не только директивными методами, но и использовать более тонкие способы государственного индикативного планирования и управления предприятиями с различными формами собственности. Надеюсь, что полученный положительный опыт затем можно будет обобщить и распространить на промышленность в целом.

Российская газета

Текст: Евгения Мамонова

22.01.2013, 00:20


Вернуться к списку публикаций