Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

31 октября 2015 года

Известия: Росавиация не раз выявляла серьезные нарушения у «Когалымавиа»

В 2012 году компания едва не лишилась лицензии. По мнению экспертов после нынешней катастрофы A-321 власти могут приостановить сертификат эксплуатанта


Утром 31 октября российский пассажирский самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове, в 100 км от египетского города Эль-Ариш. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Президент России Владимир Путин дал поручение главе правительства Дмитрию Медведеву сформировать госкомиссию для расследования причин катастрофы. Сам премьер-министр поручил главе Минтранса Максиму Соколову вылететь в Каир. Следственный комитет России возбудил два уголовных дела по факту авиакатастрофы, а Ространснадзор начал проверку авиакомпании «Когалымавиа». Эксперты и источники в Росавиации не исключают, что авиаперевозчика ждет приостановка сертификата эксплуатанта. Компания не раз оказывалась в шаге от этого, но каждый раз ей удавалось сохранять лицензию на полеты.

В шаге от отзыва

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта последний раз проводила проверку «Когалымавиа» в апреле 2015 года. Весной, как рассказали «Известиям», у Росавиации были небольшие претензии к авиакомпании, которая та довольно оперативно устранила.

А вот три года назад Росавиация всерьез рассматривала вопрос о лишении этого перевозчика сертификата эксплуатанта. В апреле 2012 года Росавиация выявила многочисленные и серьезные нарушения в работе «Когалымавиа». По словам представителя ведомства, тогда не исключалось, что в деятельность авиаперевозчика будут введены ограничения вплоть до приостановки действия сертификата эксплуатанта.

— Росавиация проводила проверку авиакомпании «Когалымавиа», в результате которой были выявлены серьезные претензии, недостатки в организации работы авиаперевозчика, — рассказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

У чиновников Росавиации были на тот момент серьезные основания думать, что компания не может обеспечить безопасность полетов. Причина в многочисленных авиаинцидентах, в которые попадали самолеты «Когалымавиа».

В январе 2010 года экипаж самолета Ту-154М авиакомпании «Когалымавиа» (на момент аварии находился под управлением Taban Air), следовавшего регулярным рейсом 6437 из Абадана в Исфахан, был вынужден совершить экстренную посадку в Мешхеде для оказания срочной медицинской помощи одному из пассажиров. В процессе грубой посадки лайнер ударил хвостом о взлётно-посадочную полосу и загорелся. Погибших не было, 40 человек получили травмы.

В апреле того же года совершил аварийную посадку в аэропорту Домодедово самолет Airbus A320, при выполнении рейса Москва–Хургада.

А 1 января 2011 года самолет Ту-154Б-2, выполнявший рейс Сургут–Москва, сгорел в аэропорту Сургута. На взлетно-посадочной полосе в хвосте самолета произошло возгорание, которое перебросилось на весь фюзеляж и привело к взрыву топливного бака. Пассажиров удалось эвакуировать, однако 3 человека погибли, а около 40 получили травмы. Сам самолет сгорел за 10 минут.

В 2013 году «Когалымавиа» и Росавиацией выясняли свои отношения в суде. Ведомство отказывало перевозчику в сертификации трех Airbus 321, требуя установить дополнительные датчики системы индикации обледенения. Авиакомпания выполнила требования ведомства, однако подала в суд на взыскание с государства 150 млн рублей, которые были потрачены на приобретение и установку датчиков, плюс в эту сумму включены убытки от простоя самолетов, уже зафрахтованных турфирмами. Все суды, в том числе и Верховный суд, отказали авиаперевозчику в исках.

Опыт банкротства

Гендиректором ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» является Сергей Мордвинцев. В 2012 году владельцы решили провести ребрендинг переименовав компанию в Metrojet. Интересно, что смена названия и юридического лица произошла сразу после проверки Росавиации, когда у компании могли отозвать лицензию. Компания Metrojet просуществовала три года и после очередной проверки Росавиации компания ООО «Метроджет» была ликвидирована (в апреле 2015 года). И снова появилась «Когалымавиа».

Ранее Сергей Мордвинцев до прихода в «Когалымавиа» был генеральным директором ОАО «Авиакомпания «Самара», которая была ликвидирована в 2009 году. Авиаперевозчик выполнял регулярные и чартерные рейсы из Самары в страны СНГ, а также Турцию, Израиль, ОАЭ, Испанию, Таиланд, Австрию и Кипр. За год до ликвидации у самарского авиаперевозчика возникли финансовые трудности, авиакомпания задолжала крупные сумму ряду аэропортов (Емельяново (Красноярск), Домодедово (Москва), Пулково (Санкт-Петербург). Из-за долгов аэропорты отказали перевозчику в заправке и обслуживании самолетов, что привело к многочисленным задержкам и отменам рейсов. И 30 сентября у «Самары» была отозвана лицензия. 800 сотрудников авиакомпании остались без работы.

Сегодня материнской компанией «Когалымавиа» является туристический холдинг TH&C (юридическое название ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания»). С 2003 по 2009 года совладельцем «Когалымавиа» была нефтяная компания «Лукойл», в декабре 2009 года авиакомпания полностью перешла под управление ООО «Штерн-С» (в настоящее время банкрот).

С 2012 года 100% доли в УК авиаперевозчика принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», а ее владельцами являются Хамит Багана (44%), Амирбек Гагаев (27,78%) и Бувайсар Халидов (27,78%). Однако, как говорят источники близкие к компании, всем бизнесом руководит турецкий бизнесмен Арслан Энвер.

Стоит отметить, что у Гагаева и Халидова имеется ряд ООО, которые занимаются туристической деятельностью, поставкой запчастей для различных видов транспорта, и даже торговлей лакокрасочными материалами и продажей картофеля. Сеть из нескольких десятков ООО разбросана по всей стране (Москва, Самара, Оренбург и т.д.). Начинали они свой бизнес, судя по информации в СПАРК, с самарского ООО «ТЛК» ныне действующей, занимающейся поставкой запчастей.

Старый авиапарк

Собеседники издания в Министерстве транспорта и Росавиации в разговоре с «Известиями» отметили, что ситуация сейчас развивается таким образом, что высока вероятность отзыва сертификата эксплуатанта у «Когалымавиа».

— Сегодня на место трагедии уже вылетел министр транспорта. При этом добиться от «Когалымавиа» хоть какой-то информации о самолете и рейсе удалось не сразу. Компания показала несобранность при катастрофе, — говорит собеседник издания в министерстве транспорта, добавив, что сейчас идут проверки и вполне возможно, что сертификат эксплуатанта на время может быть приостановлен.

Как сообщили источники «Известий» в правоохранительных органах следователи уже проводят обыски и выемку документов в международном аэропорту Курумоч, находящемся пригороде Самары. Именно из этого аэропорта борт прибыл в Шарм-эль-шейх 30 октября. Обыски инициированы с целью отыскания и изъятия документов на обслуживание воздушного судна, потерпевшего крушение.

Главным следственным управлением СК России по факту авиакатастрофы Airbus-321 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ.

Для расследования обстоятельств авиакатастрофы создана следственно-оперативная группа. В настоящее время в Санкт-Петербурге работает штаб.

Возможно, особое внимание следователей будет приковано к техническому состоянию авиапарка компании. Тем более, что как заявили авиационные власти Египта пилот российского пассажирского самолета перед катастрофой запросил экстренную посадку в аэропорту города Эль-Ариш на севере Синая из-за возникшей технической неполадки.

По словам представителя египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Аймана аль-Мугадема, пилот предупредил наземных диспетчеров, что на самолете возникла «техническая проблема» и ему нужно приземлиться как можно скорее.

Airbus А-321, который потерпел крушение в северной части Синайского полуострова, пытался плавно снизиться. Экипажу не удалось выполнить этот маневр. Самолёт вошёл в пике. При ударе о землю воздушное судно развалилось на две части. Хвостовая часть самолета сгорела сразу, а вторая врезалась в скалу. Очевидцы сообщали, что самолет горел еще в воздухе.

Всего в парке авиакомпании насчитывалось восемь самолетов: шесть Airbus A321 и два Airbus A320. Возраст самолетов в авиапарке компании от 12 до 18 лет.

Разбившийся самолет с регистрационным номером EI-ETJ был собран в 1997 году. Как заявили в официальном представительстве Airbus в России, этот самолет был поставлен в 1997 году. Самолет эксплуатировался в парке авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) с 2012 года. В общей сложности этот самолет выполнил более 21 тыс. рейсов общей продолжительностью около 56 тыс. часов.

Как известно из открытых данных, это самолет ранее летал в Onur air (Турция) и в Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия). В «Когалымавиа» также до сих пор летает 18-летний A321 c регистрационным номером EI-ETH. Другие самолеты А321 несколько моложе: им 17 лет, 16 лет, 15 лет и 14 лет. Обоим самолетам Airbus A320 по 12 лет. Все самолеты зарегистрированы в Ирландии, а все A-321 взяты в лизинг у ирландского лизингодателя Aercap, оба A-320 — у ирландско-американской General Electric Capital Aviation Services.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин также считает, что существует вероятность приостановления сертификата эксплуатанта компании.

Сейчас Росавиация начала внеплановую проверку «Когалымавиа». В случае, если Росавиация найдет некие нарушения в компании, это может привести к временному приостановлению сертификата эксплуатанта, то есть к временному запрету на полеты для этой авиакомпании, — говорит он.

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уверен, что в России необходимо ввести ограничение на возраст самолетов. По его мнению, пассажирские самолеты должны быть не старше 12 лет.

— Есть распространенная риторика, что на состояние самолета и безопасность полетов влияет не его возраст, а его летная годность. Тем не менее не случайно же большинство стран вводят жесткие критерии по возрасту эксплуатируемых самолетов. Это те же страны БРИКС. В Индии и Китае введено ограничение на возраст самолетов, взятых в операционный и финансовый лизинг. Там он ограничивается 10–12 годами. Это позволило странам снизить средний возраст авиапарков местных авиакомпаний.


Вернуться к списку публикаций