Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
В Госдуме состоялось первое заседание Экспертного совета по импортозамещению

Приветствуя участников первого... Подробнее

Малые и средние предприятия легкой промышленности получат господдержку

Соответствующие поправки в закон... Подробнее

В ГосДуме открылась выставка фоторабот знаменитого физика-ядерщика Юлия Харитона «В объективе Ю.Б.»

В Госдуме открылась выставка фоторабот... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

19 марта 2013 года

Российская газета: Поманить нечем

Завтра, 20 марта, под эгидой Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Российской Федерации начнет свою работу военно-промышленная конференция "Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".

Ее участники обсудят проблемные вопросы выполнения госпрограммы вооружения 2011-2020 годов, вопросы развития оборонно-промышленного комплекса России, подготовки и закрепления кадров в ОПК, привлечения новых инвестиций, а также взаимодействие с бизнесом. О том, как эффективно организовать партнерство предпринимателей и ОПК, "РБГ" рассказал первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Владимир Гутенев.

- Сегодня много говорится о необходимости привлечения бизнеса в ОПК. Но готов ли бизнес, в частности малый, участвовать в подобном сотрудничестве?

- Государство заинтересовано в том, чтобы доля бизнеса в ОПК была увеличена. Это позволит создать здоровую конкурентную среду внутри страны и усилит конкурентоспособность России на внешних рынках вооружения. Бизнес имеет не только склонность к риску, но и повышенную степень ответственности за принимаемые экономические и инвестиционные решения. Инвестиции частного сектора часто имеют большую устойчивость и большую эффективность. Поэтому важно не только привлечь частный капитал к реализации обеспеченной бюджетом программы ОПК по переоснащению вооруженных сил, но и с его помощью повысить эффективность реализации этой программы.

- Какого результата вы ожидаете?

- Мы ожидаем, что с приходом бизнеса в ОПК появятся свежие идеи, станут работать энергичные и предприимчивые люди, способные преодолеть застывшие традиции и обеспечить качественный прорыв. Также нам крайне важно рассчитывать на поддержку частного капитала в вопросах учебы и образования для подготовки талантливых кадров для российской оборонной промышленности. Но пока сотрудничество ОПК и бизнеса в основном происходит в двух формах - в виде госконтракта и приватизации. Существует ряд сдерживающих факторов, препятствующих его расширению, основные из которых - экономические. В настоящее время средняя рентабельность 1353 предприятий российского ОПК составляет 6-7%, что значительно ниже уровня по промышленности в целом. Поэтому экономическая заинтересованность бизнеса в сотрудничестве с государством еще не велика.

- Какие риски ждут бизнес?

- Пока бизнес неохотно становится партнером крупных компаний в производстве вооружений и военной техники, поскольку наряду с низкой рентабельностью ОПК до недавнего времени существовала практика, когда минобороны по ходу вносило коррективы в уже утвержденный госзаказ. Поэтому предприятиям при небольшой рентабельности было чрезвычайно сложно, не имея гарантированных долговременных заказов, заинтересованно включаться в производственную кооперацию. Кроме этого, компании, которые пришли в ОПК, продолжают сталкиваться с серьезными проблемами в вопросах отстаивания прав на интеллектуальную собственность и в участии в перспективных исследованиях. И, конечно, бизнесу не добавляют оптимизма известные и довольно многочисленные ограничения по режиму секретности.

- Минусов много. Есть ли плюсы?

- Частному бизнесу важна не только прибыль, а ритмичность ее получения, стабильность системы заказов и других условий функционирования. Тогда он сможет более четко планировать свое будущее, обновлять производственные фонды, воспитывать и закреплять квалифицированные кадры, выстраивать отношения со смежниками. Стабильность и гарантии - важнейшие условия функционирования любого бизнеса, ради которых он может пойти на снижение части своей потенциальной прибыли в условиях хаотичного рынка. Поэтому чтобы привлечь бизнес, необходимо давать ему постоянную, максимально четкую и надежную информацию: где имеется в нем необходимость, каковы условия его участия, каковы гарантии, что будет с результатами интеллектуальной деятельности, правами на нее, будут ли они отобраны государством или он получит бонусы за свои изобретения. Именно в этих целях планируется создать единый банк данных с информацией о потребностях ОПК в привлечении частных инвестиций.

- Что касаемо прибыли?

- Необходимо ввести минимальную рентабельность предприятий ОПК, не ниже 15%. Наведение порядка в организации госзаказа позволило бы увеличить материальные стимулы и снизить финансовые риски при производстве нового вооружения и, как следствие, повысить его качество. Другими словами, создать комплекс благоприятных для частного бизнеса условий по комплексному критерию "прибыль/риск". В сочетании с долгосрочным характером спроса на продукцию и возможностью участия государства в создании необходимых производственных мощностей на частных предприятиях это подтолкнуло бы многие фирмы к взаимовыгодному сотрудничеству с ОПК.

- Осуществляется ли господдержка сотрудничества бизнеса и ОПК? Какими мерами?

- Развитие сотрудничества бизнеса и ОПК на государственном уровне должно идти по пути создания условия для государственно-частного партнерства (ГЧП) - совокупности организационно-правовых, финансово-экономических отношений и совместных действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей экономической политики государства. Для развития ГЧП уже сегодня задействованы различные инструменты господдержки. В законодательной сфере ждут своего принятия очень важные законопроекты: "О государственном оборонном заказе" (ГОЗ), "О федеральной контрактной системе" (ФКС), "Об инновационной деятельности в Российской Федерации". В законопроекте о ФКС, который заменит 94-ФЗ, предусмотрено 10% участие малого бизнеса при распределении контрактов, в том числе в ОПК. Была выдвинута инициатива увеличения до 15% участия малых предприятий в распределении контрактов. Уверен, что обновленное минобороны и переданная в Военно-промышленную комиссию (ВПК) "Оборонпоставка" сформируют такие условия, когда эта норма будет исполняться.

Что касается исполнительной власти, то в ее деятельности по развитию ГЧП предполагается реализовать меры по увеличению доли частного капитала в ОПК до 30-35%. Для этого планируется снять некоторые ограничения по режиму секретности. Необходимо сформировать полный перечень требований к компаниям, работающим с ОПК, правовые формы интеграции государства и частного капитала в таком партнерстве, возможно - опробовать сотрудничество на разных схемах - от находящегося в частной собственности полного производственного цикла, смешанных форм собственности до применения механизма концессий доверительного управления. И уж затем широко применять наиболее эффективные схемы. Это только первый этап развития ГЧП. Скорее всего, при переходе к следующему этапу проектного ГЧП для повышения его эффективности потребуются существенные изменения в федеральном законодательстве. Причем такие, которые не разрушили бы уже реализуемые в регионах проекты.

- В каких сферах взаимодействие бизнеса и ОПК будет наиболее эффективным?

- Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес активнее инвестировал средства в программы производства бронетехники, стрелкового оружия, оптических и тепловизионных систем, СВЧ-систем, гиперзвуковых технологий. Кроме этого, он может принимать активное участие в создании экспортных образцов вооружения, а также в разработке технологий двойного назначения. Многие небольшие частные предприятия в силу их высокой мобильности могут стать драйверами научно-технического прогресса, в том числе в ОПК. И, конечно, бизнес предполагается активно задействовать при создании сырьевой и элементной базы ОПК. Важной формой взаимодействия государства и бизнеса в освоении новых технологий являются технологические платформы. В их рамках выделяются существенные объемы финансирования для проведения различных НИР предприятиями малого и среднего бизнеса, а также промышленностью. В настоящее время сформировано около 30 технологических платформ. Одна из форм инновационной деятельности заключается в вовлечении частного бизнеса в инвестпроекты посредством системы технопарков. Их целесообразно создавать на базе или во взаимодействии с крупнейшими предприятиями ОПК. Если употребить военную терминологию, то технопарки - это естественные полигоны, где могут отрабатываться перспективные технологические и бизнес-проекты, и затем наиболее успешные из них тиражироваться на всю страну. Их основной задачей должны стать не только поиск, формирование и реализация каких-то интересных бизнес-проектов для ОПК, но и формирование некоего банка знаний, компетенций, технологий с учетом ограниченного доступа к этой базе различных групп участников проекта.

Российская газета

Текст: Евгения Мамонова

19.03.2013, 00:40


Вернуться к списку публикаций