Гутенев Владимир Владимирович :: Депутат Государственной Думы РФ
Гутенев
Владимир Владимирович
/ Депутат Государственной Думы РФ
Активисты ОНФ обсудили нарушения в сфере экологии в Омской области

Активисты регионального отделения... Подробнее

Владимир Гутенев провел совещание на «Омсктрансмаше»

16 октября на «Омском заводе транспортного... Подробнее

ОНФ поставил оценки регионам по «зеленым щитам»

Эксперты Общероссийского народного... Подробнее

Искать по:     разделу     сайту

Публикации

19 марта 2013 года

Российская газета: Поманить нечем

Завтра, 20 марта, под эгидой Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Российской Федерации начнет свою работу военно-промышленная конференция "Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".

Ее участники обсудят проблемные вопросы выполнения госпрограммы вооружения 2011-2020 годов, вопросы развития оборонно-промышленного комплекса России, подготовки и закрепления кадров в ОПК, привлечения новых инвестиций, а также взаимодействие с бизнесом. О том, как эффективно организовать партнерство предпринимателей и ОПК, "РБГ" рассказал первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Владимир Гутенев.

- Сегодня много говорится о необходимости привлечения бизнеса в ОПК. Но готов ли бизнес, в частности малый, участвовать в подобном сотрудничестве?

- Государство заинтересовано в том, чтобы доля бизнеса в ОПК была увеличена. Это позволит создать здоровую конкурентную среду внутри страны и усилит конкурентоспособность России на внешних рынках вооружения. Бизнес имеет не только склонность к риску, но и повышенную степень ответственности за принимаемые экономические и инвестиционные решения. Инвестиции частного сектора часто имеют большую устойчивость и большую эффективность. Поэтому важно не только привлечь частный капитал к реализации обеспеченной бюджетом программы ОПК по переоснащению вооруженных сил, но и с его помощью повысить эффективность реализации этой программы.

- Какого результата вы ожидаете?

- Мы ожидаем, что с приходом бизнеса в ОПК появятся свежие идеи, станут работать энергичные и предприимчивые люди, способные преодолеть застывшие традиции и обеспечить качественный прорыв. Также нам крайне важно рассчитывать на поддержку частного капитала в вопросах учебы и образования для подготовки талантливых кадров для российской оборонной промышленности. Но пока сотрудничество ОПК и бизнеса в основном происходит в двух формах - в виде госконтракта и приватизации. Существует ряд сдерживающих факторов, препятствующих его расширению, основные из которых - экономические. В настоящее время средняя рентабельность 1353 предприятий российского ОПК составляет 6-7%, что значительно ниже уровня по промышленности в целом. Поэтому экономическая заинтересованность бизнеса в сотрудничестве с государством еще не велика.

- Какие риски ждут бизнес?

- Пока бизнес неохотно становится партнером крупных компаний в производстве вооружений и военной техники, поскольку наряду с низкой рентабельностью ОПК до недавнего времени существовала практика, когда минобороны по ходу вносило коррективы в уже утвержденный госзаказ. Поэтому предприятиям при небольшой рентабельности было чрезвычайно сложно, не имея гарантированных долговременных заказов, заинтересованно включаться в производственную кооперацию. Кроме этого, компании, которые пришли в ОПК, продолжают сталкиваться с серьезными проблемами в вопросах отстаивания прав на интеллектуальную собственность и в участии в перспективных исследованиях. И, конечно, бизнесу не добавляют оптимизма известные и довольно многочисленные ограничения по режиму секретности.

- Минусов много. Есть ли плюсы?

- Частному бизнесу важна не только прибыль, а ритмичность ее получения, стабильность системы заказов и других условий функционирования. Тогда он сможет более четко планировать свое будущее, обновлять производственные фонды, воспитывать и закреплять квалифицированные кадры, выстраивать отношения со смежниками. Стабильность и гарантии - важнейшие условия функционирования любого бизнеса, ради которых он может пойти на снижение части своей потенциальной прибыли в условиях хаотичного рынка. Поэтому чтобы привлечь бизнес, необходимо давать ему постоянную, максимально четкую и надежную информацию: где имеется в нем необходимость, каковы условия его участия, каковы гарантии, что будет с результатами интеллектуальной деятельности, правами на нее, будут ли они отобраны государством или он получит бонусы за свои изобретения. Именно в этих целях планируется создать единый банк данных с информацией о потребностях ОПК в привлечении частных инвестиций.

- Что касаемо прибыли?

- Необходимо ввести минимальную рентабельность предприятий ОПК, не ниже 15%. Наведение порядка в организации госзаказа позволило бы увеличить материальные стимулы и снизить финансовые риски при производстве нового вооружения и, как следствие, повысить его качество. Другими словами, создать комплекс благоприятных для частного бизнеса условий по комплексному критерию "прибыль/риск". В сочетании с долгосрочным характером спроса на продукцию и возможностью участия государства в создании необходимых производственных мощностей на частных предприятиях это подтолкнуло бы многие фирмы к взаимовыгодному сотрудничеству с ОПК.

- Осуществляется ли господдержка сотрудничества бизнеса и ОПК? Какими мерами?

- Развитие сотрудничества бизнеса и ОПК на государственном уровне должно идти по пути создания условия для государственно-частного партнерства (ГЧП) - совокупности организационно-правовых, финансово-экономических отношений и совместных действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей экономической политики государства. Для развития ГЧП уже сегодня задействованы различные инструменты господдержки. В законодательной сфере ждут своего принятия очень важные законопроекты: "О государственном оборонном заказе" (ГОЗ), "О федеральной контрактной системе" (ФКС), "Об инновационной деятельности в Российской Федерации". В законопроекте о ФКС, который заменит 94-ФЗ, предусмотрено 10% участие малого бизнеса при распределении контрактов, в том числе в ОПК. Была выдвинута инициатива увеличения до 15% участия малых предприятий в распределении контрактов. Уверен, что обновленное минобороны и переданная в Военно-промышленную комиссию (ВПК) "Оборонпоставка" сформируют такие условия, когда эта норма будет исполняться.

Что касается исполнительной власти, то в ее деятельности по развитию ГЧП предполагается реализовать меры по увеличению доли частного капитала в ОПК до 30-35%. Для этого планируется снять некоторые ограничения по режиму секретности. Необходимо сформировать полный перечень требований к компаниям, работающим с ОПК, правовые формы интеграции государства и частного капитала в таком партнерстве, возможно - опробовать сотрудничество на разных схемах - от находящегося в частной собственности полного производственного цикла, смешанных форм собственности до применения механизма концессий доверительного управления. И уж затем широко применять наиболее эффективные схемы. Это только первый этап развития ГЧП. Скорее всего, при переходе к следующему этапу проектного ГЧП для повышения его эффективности потребуются существенные изменения в федеральном законодательстве. Причем такие, которые не разрушили бы уже реализуемые в регионах проекты.

- В каких сферах взаимодействие бизнеса и ОПК будет наиболее эффективным?

- Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес активнее инвестировал средства в программы производства бронетехники, стрелкового оружия, оптических и тепловизионных систем, СВЧ-систем, гиперзвуковых технологий. Кроме этого, он может принимать активное участие в создании экспортных образцов вооружения, а также в разработке технологий двойного назначения. Многие небольшие частные предприятия в силу их высокой мобильности могут стать драйверами научно-технического прогресса, в том числе в ОПК. И, конечно, бизнес предполагается активно задействовать при создании сырьевой и элементной базы ОПК. Важной формой взаимодействия государства и бизнеса в освоении новых технологий являются технологические платформы. В их рамках выделяются существенные объемы финансирования для проведения различных НИР предприятиями малого и среднего бизнеса, а также промышленностью. В настоящее время сформировано около 30 технологических платформ. Одна из форм инновационной деятельности заключается в вовлечении частного бизнеса в инвестпроекты посредством системы технопарков. Их целесообразно создавать на базе или во взаимодействии с крупнейшими предприятиями ОПК. Если употребить военную терминологию, то технопарки - это естественные полигоны, где могут отрабатываться перспективные технологические и бизнес-проекты, и затем наиболее успешные из них тиражироваться на всю страну. Их основной задачей должны стать не только поиск, формирование и реализация каких-то интересных бизнес-проектов для ОПК, но и формирование некоего банка знаний, компетенций, технологий с учетом ограниченного доступа к этой базе различных групп участников проекта.

Российская газета

Текст: Евгения Мамонова

19.03.2013, 00:40


Вернуться к списку публикаций