Новости

Участники форума «Инженеры будущего 2012» призвали промышленные предприятия участвовать в образовательном процессе

Российское образование сегодня не полностью соответствует требованиям работодателя - таково общее мнение участников круглого стола, прошедшего в рамках Второго Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2012». Молодые специалисты обратились к руководителям отечественных компаний с предложением участвовать в образовательном процессе для того, чтобы выпускник получал необходимый минимум знаний для продуктивной работы на предприятии.

По словам модератора этого образовательного сервиса – проректора по учебно-методической работе Московского государственного технического университета им. Баумана Сергея Коршунова - несоответствие между учебными программами в ВУЗах и требованиями работодателей к своим специалистам существовало всегда. «Об этом еще в позапрошлом веке говорил директор Харьковского технологического института Виктор Кирпичев, и с тех пор ситуация мало изменилась. Потому что развитие экономики, новых технологий и науки требует новых форм проведения учебного процесса, в частности, обязательного участия работодателя в образовании», - подчеркнул он.

В настоящее же время предприятия ограничиваются лишь финансовым участием. «Но образование – это не та сфера, в которой все можно исчислять денежными суммами», - отметил один из участников обсуждения, специалист с концерна «Тракторные заводы». Такие мерки, как «заплати налоги и спи спокойно» здесь не подходят. Студенты хотят видеть заинтересованность будущего работодателя в их образовательном процессе, хотят сразу включиться в активную работу с первого своего дня на предприятии».

Поэтому, как добавил Сергей Коршунов, нужно разрабатывать такие схемы обучения, которые бы включали в себя стажировки на предприятиях и предложения работодателей по производственной практике и научным изысканиям. «По сути, советская модель образования отвечала всем этим требованиям. Тот самый знаменитый русский метод, который родился еще в Императорском Московском Техническом Училище, которое сегодня носит название МГТУ им. Баумана. Еще в позапрошлом веке президент Массачусетского технологического института Джон Рункль, ознакомившись с этим методом, издал специальную брошюру, в которой заявил, что Америке нужно готовить инженеров именно по такой образовательной технологии».

И шансы на возвращение к такой системе подготовки инженерных кадров есть. По словам Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, новый законопроект «Об образовании» содержит нормы, направленные на развитие инженерного образования, в том числе и участие работодателей в образовательном процессе. «В нынешних экономических условиях - это жизненно необходимо. Если мы хотим иметь высокотехнологическую конкурентоспособную промышленность, которая бы не просто произвела замещение зарубежных поставщиков на российский рынок, не только восстановила бы в полном объеме станкостроение, судостроение, авиастроение, но и позволила бы нашей стране осуществлять массированную экспансию, систему образования необходимо менять», - отметил депутат. «Инженерное образование требует особого внимания. Здесь не обойтись лишь ручкой и бумагой. Здесь требуется оборудование для приобретения практических навыков, связь с производством, участие ведущих специалистов предприятий в учебных процессах, новая элементная база, программное обеспечение. Без тесной связи, без постоянных контактов учебного процесса и производства, подготовка грамотного инженера, способного участвовать в инновационной деятельности – сегодня невозможна!»