Как отметил начальник управления правового обеспечения и законопроектной деятельности Федеральной службы по оборонному заказу Дмитрий Попов, потребность внесения изменений в действующий кодекс РФ об административных правонарушениях обусловлена вступлением в силу 1 января 2013 года Федерального закона о «Государственном оборонном заказе», в котором установлен ряд норм,за нарушение которых в настоящее время ответственность государственных заказчиков и головных исполнителей государственного оборонного заказа, а также их должностных лиц, не установлена. «Кроме того, эта потребность обусловлена и результатом контрольно-ревизионной деятельности по выявлению нарушений в сфере ГОЗ и при проведении закрытых торгов. Действующий состав административных правонарушенийне обеспечивает административного правового воздействия для субъектов Государственного оборонного заказа, а также при проведении закрытых торгов, что, в конечном счете, влияет на исполнение ГОЗ», - подчеркнул он. По его словам, принятие законопроекта позволит установить административную ответственность, как государственных заказчиков государственного оборонного заказа, так и должностных лиц, чьи действия или бездействие стали причиной нарушений в сфере государственного оборонного заказа и повысить эффективность решения задач по укреплению обороноспособности и безопасности страны.
По словам Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России, Председателя Экспертного совета по развитию предприятий ОПК Владимира Гутенева, основной посыл, который прозвучал в этом законопроекте – о симметричной ответственности как заказчиков, так и исполнителей ГОЗ – сегодня актуален, как никогда. «Зеркальная ответственность должна послужить усилению дисциплины и со стороны заказчиков. Безусловно, ситуация со своевременным заключением договоров меняется в лучшую сторону, но, если судить по военному ведомству, даже с приходом нового Министра обороны, подвижки незначительны – до показателей МВД и ФСБ пока еще далеко. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о наметившейся положительной тенденции», - заметил он.
Итогом обсуждения стал практически единодушный вывод всех приглашенных экспертов о необходимости установления ответственности за одинаковые нарушения условий госконтрактапо государственному оборонному заказу не только головного исполнителя, но и государственного заказчика, в результате действий которого, как, например, несвоевременное утверждение ТТЗ, нарушение срока приема работ или продукции и т.д., могут происходить нарушения условий государственного контракта. Кроме того, эксперты предложили дополнить законопроект нормой об ответственности не только головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу, но и лица, заключившего с ним дополнительный контракт, так как от сроков исполнения со-контрактов зависит исполнение соответствующего государственного контракта.
Вторым вопросом совещания стало обсуждение и подготовка предложений по доработке законопроекта, определяющего установление административной ответственности заказчиков за нарушение Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В настоящий момент закон устанавливает ответственность за нарушение при заключении контрактов между коммерческими организациями. При разработке этого законопроекта правительственные чиновники опирались на практикоприменение Федерального закона №94-ФЗ, который регулирует правоотношения при заключении государственных и муниципальных контрактов. Однако, как отметили эксперты, 223-й закон применим только к коммерческим организациям, которые, в большинстве случаев, самостоятельно финансируют покупку. «В этой связи, логичнее было бы предположить, что их права должны регулировать не федеральные законы, а судебные органы на основании прописанных в положении о закупках правил. Строгая административная ответственность за нарушение требований процедуры закупки уместна и обоснована при контроле исполнения ГОЗ, в которых расходуются бюджетные деньги. В том же случае, когда речь идет о расходовании частных средств, то есть в тех ситуациях, которые прописаны в 223-ем ФЗ, такая ответственность – не уместна», - считает Первый заместитель думского комитета по промышленности.
Эксперты практически единогласно поддержали проект резолюции с озвученными правками. Теперь мнение экспертного сообщества должны обобщить в Комитете по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» и оформить их в виде поправок к законопроектам.