Изначально заявленная тема заседания предполагала обсуждение перспектив развития судостроительной отрасли в контексте Госпрограммы РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» и стратегии развития ОАО «ОСК» до 2030 года. Но изменившаяся конфигурация за периметром страны внесла коррективы и ход Думского мероприятия. Помимо представителей законодательной и исполнительной власти, генеральной прокуратуры и счетной палаты, в ГосДуму были приглашены руководители судостроительных и судоремонтных заводов Крыма и Севастополя.
Открывая заседание, Владимир Гутенев подчеркнул, что развитие судостроения в России – одно из приоритетных направлений государственной политики, в значительной мере определяющее национальную безопасность страны в оборонной, транспортной, продовольственной, энергетической и технологической сферах. В качестве иллюстрации парламентарий привел следующие цифры: в общем объеме мирового гражданского судостроения доля России составляет всего лишь 0,6% и занимает 21 место. В мировом военном кораблестроении наша страна занимает 2-е место. Развитие судостроительной отрасли осуществляется на основе ряда документов, среди которых Государственная программа РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». «Считаю, что эта программа прошла чрезвычайно полезную процедуру: она заслушивалась на площадке Общественной палаты РФ, что помогло разработчикам избежать ряда стратегических ошибок и сделать ее более эффективной», - подчеркнул Гутенев.
«Серьезный позитив мы видим в вопросе финансирования гособоронзаказа. Благодаря этому наблюдается рост объемов производства в военном судостроении. В 2013 году было спущено на воду 12 больших и 43 малых судна. Приняты в строй две подводные лодки проекта 955 «Борей». Некоторый рост объемов производства имеет место и в гражданском судостроении за счет политической и экономической поддержки российского Правительства. Продолжается реализация ряда крупных проектов. Завершены работы по строительству морской ледостойкой платформы «Приразломная» и плавучей буровой установки «Арктическая», построен ряд крупных танкеров, несколько пассажирских и скоростных судов различных проектов», - перечислил достижения российского судостроения Гутенев.
«Но проблема в том, что российским верфям достается менее 10% по тоннажу от тех заказов, которые наши судовладельцы и государство генерируют. Почему? Потому, что мы сталкиваемся с низким качеством продукции, долгим сроком иполнения заказа и достаточно серьезными объемами коррупции», - считает парламентарий, подчеркнувший, что в настоящий момент по линии «Объедененной судостроительной корпорации», являющейся ключевой системообразующей интегрированной компанией, в Архангельской области возбуждено 8 уголовных дел, в Ленинградской области – 9, в Приморском крае – 4, в Мурманской области – 5 уголовных дел. Эти данные подтвердил и заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства генеральной прокуратуры РФ Олег Опенышев, подчеркнувший, что только в 2014 году после проведенных проверок деятельности компании возбуждено 19 уголовных дел.
«Критика в адрес ОСК – абсолютно справедливая. Поэтому нам необходимо привлечь внимание и законодателей, и общественности к проблемам отечественного судостроения, поскольку потенциал и у отрасли, и у ОСК – есть. Нужно победить три российские проблемы: строить долго, дорого и порой некачественно. Для этого нужно иметь серьезную научно-техническую базу, управляемый и понятный бизнес в лице ОСК и выстроенные отношения с заказчиком», - заявил в своем выступлении заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов.
Государственный чиновник уделил особое внимание гражданскому судостроению. «Одна из главных проблем этого сектора – производство комплектующих. Гражданский пароход максимум на 30 процентов состоит из отечественных комплектующих. Остальное – мы покупаем. Зачастую зарубежом. Нужно сделать так, чтобы большинство из того, что мы покупаем, производилось на территории нашей страны», - подчеркнул Рахманов, отметивший, что без научно-технического задела ни о каких передовых позициях российского судостроения не может быть и речи.
Говоря о стратегии развития ОАО «ОСК», вице-президент по финансовому контролю и управлению рисками Сергей Гайдаржи выделил шесть основных проблем в ходе ее реализации: «Первое - усиление отечественного инжиниринга. Второе - развитие производственных мощностей. Третье - концентрация центра ответственности за реализацию крупных отраслевых проектов. Четвертое - переход от территориальной модели управления активами к дивизионному принципу. Пятое – стимулирование внедрения инноваций. И последнее – социальная и кадровая политика, направленная, в первую очередь, на изменение мотивационной модели».
«Мы нацелены на формирование штатной струкуры ОСК с учетом пересмотра корпоративной системы управления, на загрузку предприятий в разрезе основных секторов рынка и заказчиков, проведение глубокого анализа активов корпорации, реализацию программы технологического развития, разработку кооперационных структур», - рассказал об основных пунктах разработанной «Дорожной карты» представитель ОАО «ОСК». «Совершенно новое для направление – это предприятия Крыма и Севастополя, но сейчас мы вплотную занимаемся проработкой этого вопроса», - отметил Гайдаржи.
Генеральный директор Севастопольского морского завода Константин Картошкин подтвердил, что такого внимания к судостроительной отрасли новые российские регионы не видели многие годы: «Динамика, в которой мы жили в последние годы, несколько иная. Теперь нам нужно принимать ответственные решения ежечасно и ежеминутно. Вопросы, с которыми мы сталкиваемся - как заплатить заработную плату и забрать с материковой части то, что уже оплачено. При этом задел прочности у нашего завода, к примеру, небольшой – всего 8 ремонтный заказов. На этом заделе предприятие продержится 2 месяца. Что дальше – пока неизвестно», - рассказал Картошкин.
В итоговой резолюции совместного заседания, в том числе, содержался и пункт, имеющий непосредственное отношение к деятельности судостроительных предприятий Республики Крым и города Севастополь. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рекоментовано внести коррективы в Государственную программу «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» с учетом интеграции судостроительных предприятий новых регионов России в существующую судостроительную промышленность.