Новости

Какие специалисты нужны российской экономике?

Комментируя Постановление Правительства, регламентирующее правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев отметил, что принятие постановления - важный шаг для решения проблемы рассогласованности между рынком образовательных услуг и рынком труда.

«Появление документа - результат настойчивых усилий, предпринимаемых на этом направлении промышленным сообществом и, в первую очередь, Союзом машиностроителей России - одним из ведущих российских работодательских объединений.Мы исходим из того, что подготовка кадров нового поколения становится решающим фактором успеха модернизации промышленности и перехода к новым технологическим укладам», - подчеркнул парламентарий.

Гутенев считает, что выход Постановления должен принципиально изменить ситуацию. «Раньше работодатели не играли решающей роли в образовательной деятельности вузов и обеспечении качества образования. Их влияние носило скорее опосредованный и нерегулярный характер – через производственные практики, руководство курсовыми и дипломными работами, участие в составе государственных аттестационных комиссий, наконец, при приеме выпускников на работу. Теперь же объединения работодателей получают возможность непосредственно участвовать в решении острой для промышленности кадровой проблемы практически во всем ее диапазоне – начиная от мониторинга и прогнозирования потребностей в кадрах и формирования перечней специальностей для среднего профессионального и высшего образования до государственной аккредитации образовательной деятельности, и даже в формировании государственной образовательной политики», - заявил депутат.

«С точки зрения государства и вузов качество образования считается приемлемым, если содержание и подготовка выпускников соответствуют требования федеральных государственных образовательных стандартов, которые сегодня недостаточно связаны с требованиями работодателя и рынка труда. Работодателя же интересует не соответствие выпускника требованиям ФГОС, а его профессиональная компетентность, способность быстро войти в производственную обстановку, принимать нестандартные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде и т.п. То есть, его требования выходят за рамки ФГОС. Кстати, и выпускник заинтересован в том, чтобы качество его образования позволяло ему конкурировать на рынке труда, получить работу и успешно развивать карьеру. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования», - подчеркнул Владимир Гутенев, отметив, что теперь учебные заведения, разрабатывая и реализуя программы, должны ориентироваться на потребности работодателя и создавать механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.

«В этом контексте особое значение приобретает разработка профессиональных стандартов с участием работодателей. Именно в них концентрируются объективные требования рынка труда и производства. Замечу, кстати, Союз машиностроителей России, выиграв аукцион Минтруда в прошлом году, разработал 31 профессиональный стандарт, которые уже приняты экспертным советом Министерства», - напомнил депутат.