«Мы постоянно нацелены на совершенствование сферы гособоронзаказа и мои поправки в Административный кодекс по своей сути направлены как раз на это», - заявил, комментируя это событие, парламентарий Владимир Гутенев.
По его мнению, актуальность внесения этих изменений обусловлена вступлением в силу 1 января 2013 года ФЗ «О Государственном оборонном заказе». В нем установлен ряд обязательных норм, но, к сожалению не прописана ответственность госзаказчиков и головных исполнителей ГОЗ за нарушение госконтракта.
«Нами предлагается установить симметричную ответственность, распространяя ее не только на исполнителей, но и на заказчиков при исполнении государственных оборонных заказов, а также расширить ответственность за срыв госконтрактов и на более низкие ступени производственной цепи – комплектаторщиков и поставщиков», - сказал Владимир Гутенев.
По его словам, многие предприятия, участвующие в исполнении гособоронзаказа, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда заказчик необоснованно менял сроки, условия поставки, а иной раз и технические характеристики, вносил очень серьезные изменения в проекты. Это самым негативным образом сказывалось на сроках и качестве исполнения, а значит и на рентабельности госконтракта.
Особо недопустимым следствием этого, считает депутат, является имеющие место срывы исполнения ГОЗ. «Поэтому, по нашему глубокому убеждению, необходимо ужесточать дисциплину в части выполнения гособоронзаказа как среди головников – крупнейших промышленных производственных предприятий, так и среди ведомств-заказчиков», - подчеркнул законодатель.
Вторая законодательная инициатива, отметил Владимир Гутенев, касается расширения ответственности по пирамиде производственной кооперации на исполнителей первого и второго уровня. Другими словами, законодательная поправка предусматривает меры финансовой и административной ответственности не только для головных исполнителей, но и для комплектаторщиков и поставщиков, по вине которых произошло нарушение сроков, качества или объемов поставок в рамках исполнения гособоронзаказа. «Мы считаем, что здесь должна быть солидарная ответственность с головным предприятием. Симметрично распространяя ответственность на исполнителей в производственной цепочке, мы повысим качество поставляемой продукции», - заметил депутат.
Кроме того, мы предлагаем изменения, заявил Владимир Гутенев, которые позволят исключить возможную предвзятость или недобросовестность надзирающих органов к руководству предприятий, нарушивших условия исполнения ГОЗ. В настоящее время законом не предусмотрены объемы нарушений. За нарушение условий контракта для должностных лиц установлены административные штрафы от 20 до 50 тыс. рублей, а повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.
«Мы же предлагаем ввести понятие повторного нарушения, повлекшего серьезные последствия, - разъясняет депутат, - но ведь бывают самые разные случаи: недопоставлен корабль, или допустим 10 гаек. Поскольку и гайки бывают по своей значимости сопоставимы с конечной продукцией, то невозможно прописать в законе стоимостное разграничение недопоставок и ответственности за каждый отдельный случай не реально».
Такой подход позволит защитить руководителей предприятий и вертикально интегрированных структур в тех случая, когда незначительный повод может послужить формальной причиной для лишения успешных и талантливых руководителей возможности возглавлять предприятие, заметил законодатель.
Владимир Гутенев также сказал, что не исключает возможность повторных экспертных слушаний в целях доработки законопроекта. Вместе с тем, заключил он, представители промышленных предприятий ждут принятия этих необходимых изменений в законодательстве, которые, безусловно, поспособствуют улучшению исполнению гособоронзаказа.