Ведь его прямые потери от взаимного обмена санкциями могут составить сотни млрд. евро и тысячи рабочих мест, не говоря уже о значительной упущенной выгоде, связанной с ухудшением условий экономического партнерства.
Мы видим, что евробюрократия беспрекословно выполняет указания США, даже, если это идет вразрез с политическими и экономическими интересами Европы. И потом, закупая европейскую технику, мы не повышаем степень своей безопасности, поскольку, как показала практика, Америка может влиять и на этот сегмент наших отношений. В определенной мере это проявляется в случае с «Мистралем». Возникает закономерный вопрос: а не целесообразней ли для России «развернуться» не только в сторону Китая, других юго-восточных стран, но и напрямую к США и Великобритании?
Допустим в авиапроме, продолжая сотрудничество с «Аэрбас», в части поставки комплектующих, прежде всего титановой продукции, закупки перенести на «Боинг». Предпосылки для этого есть. В Москве с 1993 года работает Научно-технический центр корпорации «Боинг», а с 1998 года и Конструкторский центр. ВСМПО «Ависма» является стратегическим партнером Боинга, поставляя ему 40% потребляемого титана. Усиление подобного сотрудничества естественно даст американской экономике дополнительные рабочие места и может существенно повлиять на атмосферу российско-американских отношений. Думаю, что в этом случае политика американского руководства станет гораздо более взвешенной и прагматичной.
Считаю, что в этом контексте целесообразным законодательно закрепить создание специальной комиссии при Правительстве РФ с участием Минэкономразвития, Минфина, Минтранса, Минпромторга и Минобороны, для оценки рисков национальной безопасности при заключении контрактов по закупке высокотехнологичной продукции и оборудования, компаниями, имеющими госучастие в акционерном капитале, со странами применяющими экономические и политические санкции против России. В случае недопустимости подобных рисков переносить закупки на другие рынки.
Сейчас наступает момент истины. Будут ли в ближайшее время отменены санкции? Ведь Россия проявила исключительно выдержанную позицию, сделала все от нее зависящее. Наш Президент, инициировав переговоры между противоборствующими сторонами, содействовал остановке боевых действий на Юго-Востоке Украины. Мы продемонстрировали готовность пойти навстречу киевскому руководству по газовому вопросу, что неоднозначно воспринимается российским общественным мнением. И теперь ждем ответных шагов Запада…
Если они не последуют, то весь мир убедится, что в основе санкционного давления лежит не широко декларируемая забота об общечеловеческих ценностях, а рациональный до банальности циничный геополитический и геоэкономический расчет.