Предыдущее подобное совещание было проведено в июле прошлого года на базе Приволжского государственного боеприпасного испытательного полигона, расположенного в городе Чапаевск Самарской области, и было посвящено трагическим событиям, произошедшим на этом полигоне. Напомним, 18 июня 2013 года во время утилизации боеприпасов здесь произошли неконтролируемые взрывы снарядов, что привело к частичному разрушению близлежащих поселков. Как отметил главный инициатор этой дискуссии, Первый зампред Комитета ГД по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в прошлый раз обсуждались вопросы, связанные с разработкой мер и рекомендаций, которые бы позволили избежать повторение этой ситуации в дальнейшем.
«Мы стремились внести в ФЗ «О гособоронзаказе» прямой запрет на уничтожение боеприпасов, чтобы использовалась только утилизация, без методов подрыва. Этот метод будет использоваться только в том случае, если по техническим характеристикам боеприпаса, его утилизация в силу условий хранения или конструктивных особенностей, представляет серьезную угрозу. И сегодня, на примере подмосковного полигона в Красноармейске мы видим, что бесшумная утилизация – безопасней, экологичней и выгодней, в долгосрочной перспективе, чем подрыв», - пояснил депутат.
Действительно, невзрывные технологии утилизации позволяют повторно использовать вещества, из которых изготовлен снаряд, но уже в мирных целях. Как отметил Гутенев, в процессе расснаряжения получаются промышленные взрывчатые вещества, широко применяемые в народном хозяйстве, драгоценные металлы, используемые в металлургии. «Утилизация боеприпасов – более дорогостоящий способ, нежели подрыв, но с учетом безопасности для экологии, людей, с учетом повторного использования материалов – в долгосрочной перспективе его выгода очевидна. Если мы оцениваем нашу страну, как передовую, то и технологии должны использовать самые современные», - заметил он.
И деньги на внедрение этих современных технологий, как добавил директор федерального казенного предприятия «Самарский завод «Коммунар» Александр Лившиц, уже заложены в бюджете в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие ОПК на 2011-2020 годы». Все полигоны страны, по словам руководителя единственного в России предприятия, производящего дымчатый порох, либо уже получили, либо готовятся к получению этих денег на модернизацию. В том числе и полигон под Чапаевском. Как отметил Александр Лившиц, в рамках этой модернизации будут внедряться уникальные «технологии будущего» - датчики 6 технологического уклада, позволяющие исключить наличие человеческого фактора, из-за которого и возможны различные непредвиденные ситуации.
«Эти датчики давления, температуры, влажности, основанные на иных принципах, с использованием оптоволокна уже применяются в авиационной и космической промышленности. Они могут быть использованы и при утилизации – в тех узких моментах, где применима робототехника», - рассказал он.
По словам Владимира Гутенева, обкатка этих новаторских российских технологий уже проводится на отечественных полигонах. «Часть технологий использует эксклюзивное, современное, отечественное оборудование, отвечающее самым высоким стандартам и по автоматизации, и по безопасности. На полигонах эти технологии должны обкатываться, а затем внедряться более широко», - добавил он.
Однако, как заметил директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли Константин Тарабарин, полностью уйти от утилизации боеприпасов методом подрыва все же не удастся. «Некоторые виды боеприпасов мы, действительно, можем утилизировать на промышленных полигонах новейшим методом «бесшумной утилизации», чтобы потом использовать остаточные материалы для нужд промышленности или сельского хозяйства. Но некоторые боеприпасы нельзя трогать, ведь иногда мы находим боеприпасы, которые пролежали со времени Великой отечественной войны. Достаточно вспомнить случай на Сахалине, когда был найден снаряд с надписями на японских иероглифах. Понятно, что такие боеприпасы нужно утилизировать самым безопасным способом – на военных полигонах», - рассказал он.