В заседании приняли участие представители Военно-промышленной комиссии, Минпромторга, Минтранса, Минобороны, МЧС России, ОАО «ОАК» и «ОСК», предприятий, КБ, НИИ, организаций, занимающихся разработкой и производством экранопланов. Во вступительном слове Владимир Гутенев подчеркнул, что развитие перспективных видов транспорта имеет для страны особое значение, учитывая ее особое геополитическое положение и огромную территорию в сочетании с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой: «Это важно и с точки зрения освоения труднодоступных регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока и решения остро стоящей сегодня проблемы - транспортной связи с Крымским полуостровом». Депутат напомнил, что большая часть научно-экспериментальной базы по созданию экранопланов на сегодняшний день сохранена и функциональна, однако государством финансирование работ по экраноплановой тематике в последние десятилетия практически не производилось: «Минпромторг, между тем, разработал проект Концепции по развитию экранопланов гражданского и военного назначения и План основных мероприятий по ее реализации. Теперь слово за Правительством. На мой взгляд, скорейшее утверждение Концепции будет способствовать началу системной работы в этой области, позволит привлечь частных инвесторов, объединить разрозненные коммерческие разработки для создания конкурентоспособных, экономически эффективных образцов техники». Представитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Сергей Ганин подтвердил, что Минпромторг разработало Концепцию по развитию экранопланов, и работы по ее созданию возглавляло питерское предприятие: «Документ содержит в себе прогноз развития рынка экранопланов в России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, определение их рациональной размерности для решения задач транспортировки людей и грузов на внутренних водоемах и морях, меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности экранопланной техники гражданского и военного назначения». Говоря о проблемах, тормозящих развитие производства экранопланов в России, начальник Московского комплекса ЦАГИ Владимир Соколянский выделил отсутствие нормативно-правовой базы строительства и эксплуатации экранопланов, быстрое старение научно-технического потенциала, усиление позиций конкурентов на мировых рынках, межотраслевое положение экранопланов, отсутствие финансирования экранопланной тематики в программе развития авиационной отрасли, технологическое отставание в ряде отраслей и производств (электроника, двигатели, материалы). К настоящему времени в мире зародилась новая морская инновационная индустрия, основанная на высокоскоростных экранопланных технологиях. Она потребовала создания соответствующей международной нормативно-правовой базы. Подобные документы созданы в США, Китае, Японии, Германии, Австралии. Республика Корея активно развивает этот перспективный вид транспорта и открыто заявляет о себе, как о новом мировом лидере. В 2014 году завершаются испытания её первого серийного 50-местного ЭП “WSH-500” – крупнейшего гражданского экраноплана в мире на данный момент. Участники совместного заседания сошлись во мнении, что в России в настоящее время возникла необходимость в создании промышленного комплекса по разработке и серийному производству экранопланов. Основными направлениями его развития должны стать формирование экранопланостроения как специализированного, высокотехнологичного и инновационного направления в отечественной промышленности с учетом обеспечения экономической и военной безопасности страны, государственная поддержка разработки и реализации научно-технического задела при создании новых образцов отечественных экранопланов, развитие и защита рынка отечественной экранопланной техники.
Новости
Получит ли развитие в России производство экранопланов?
Об этом шла речь на совместном заседании Экспертного совета при Комитете ГД по промышленности по развитию предприятий ОПК и Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» под председательством Первого зампреда Думского Комитета по промышленности, Первого вице-президента СоюзМаш России Владимира Гутенева.