Напомним, в январе 2013 года вступили в силу поправки в ФЗ «О донорстве крови», которые подменили денежные компенсации сухими пайками или горячими обедами. С этого момента, как отмечали врачи станций переливаний крови, во многих регионах количество доноров сократилось втрое, а большинство медицинских учреждений столкнулись с нехваткой донорской крови.
Участие в программе развития массового добровольного донорства крови, инициированное Первым вице-президентом Союза машиностроителей России, Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимиром Гутеневым, позволило отчасти нивелировать негативный эффект от действия закона. На сегодняшний день своей кровью поделились около 50 тысяч человек почти из 200 предприятий машиностроительной отрасли и технических ВУЗов. В общей сложности они сдали более 14 тысяч литров крови!
За сухими цифрами – тысячи спасенных жизней. В больницах, где производятся сложные хирургические операции, ежегодно на каждую койку расходуется более двух литров крови, в гематологических клиниках — не менее пяти литров, в медучреждениях, где выполняются операции на сердце — 12-15 литров. Таким образом, 14 тысяч литров крови, сданных машиностроителями, хватит, чтобы в течение почти четырех месяцев обеспечить кровью, к примеру, медучреждения Москвы и Московской области, т.е. более 15 миллионов человек.
Отмена платы за донорство крови поначалу вызвала тревогу у российских врачей, ведь для бесперебойного обеспечения лечебных учреждений кровью и ее препаратами необходимо, чтобы из каждой тысячи населения донорами были 40-60 человек. Однако, по словам заведующей выездной бригадой Мордовской республиканской станции переливания крови Юлии Гаваевой, благодаря программе Союза машиностроителей России по безвозмездному донорству, в республике сложились одни из лучших показателей по обеспеченности материалами крови. «Значит, мы своевременно сможем оказать помощь всем, кому это необходимо», - подчеркнула она.
К акции активно присоединились и иркутские авиастроители, которые за короткий срок установили рекорд по сдаче крови. «Среди заводчан процедура сдачи крови стала доброй традицией, на предприятии сформирован кадровый резерв «почетных доноров», - рассказывает главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутская областная станция переливания крови» Максим Зарубин. – Сотрудники завода всегда выстраиваются в очередь в мобильный пункт переливания крови, и мы всегда уверены в высоком качестве полученного материала».
На призыв сдавать кровь откликнулись и работники Кировского машзавода. «Мы традиционно поддерживаем прекрасные отношения с кировскими заводами. Регулярно дважды в год проводим дни донора, раньше, к примеру, их организовывали прямо на территории предприятий. Заводы «ЛЕПСЕ» и «АВИТЕК» всегда были флагманами в развитии донорского движения в Кировской области, большую помощь мы получаем и от других работников машиностроительной отрасли – с заводов «Маяк», «1 Мая», «Электропривод». Донорская кровь и производимые из неё медикаменты постоянно нужны лечебным учреждениям, поэтому всегда призываем заводчан принимать активное участие в донорских днях, и рассчитываем на содействие администрации предприятий и Союза машиностроителей России в нашем деле», – сообщил главврач Кировской областной станции переливания крови Сергей Порохненко.
По словам руководителя Федерального медико-биологического агентства Владимира Уйбы, такой живой и обширный отклик со стороны работников на призыв безвозмездного донорства был бы невозможен, если бы не адекватная позиция работодателей, которые понимают важность донорства и не только отпускают своих сотрудников в центры переливания крови, но и всячески это поощряют. «Между тем, так было не всегда. Работодатель нового типа еще в начале 2000-х годов не отпускал своих сотрудников для сдачи крови, аргументируя это тем, что нанимал его для работы, а не для благотворительности», - заметил Владимир Уйба. Союзу машиностроителей России, который объединил многих руководителей нашей страны, удалось переломить этот меркантилизм работодателей. «Участие Союза машиностроителей России – это неоценимый вклад в развитие именно безвозмездного донорства, когда человек действительно дарит жизнь неизвестному. И на нем, на этом доноре и стоит вся система добра и здравоохранения», - подчеркнул он.
В 2014 году Союз продолжит реализацию программы развития массового добровольного донорства крови. По словам Первого заместителя Председателя Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, программа Союза по безвозмездному донорству крови будет действовать и после возвращения оплаты. «Врачи особенно ценят именно бесплатную кровь: порядочность и бескорыстие в данном случае гарантия качества и безопасности, - заметил он. – Хотя мы и рекомендуем руководству предприятий стимулировать доноров, участвующих в Программе, выдачей премий или увеличением отпусков. Но мне представляется, что основной мотивационный резерв должен заключаться в разъяснительной работе. Когда человек увидит, что именно его кровь спасает жизни взрослых и детей, из которых вырастают настоящие граждане, приносящие пользу своей родине – это и есть главная мотивация».
В популяризации безвозмездного донорства заинтересованы и врачи, ведь, по словам многих медиков безвозмездная кровь гораздо выше по качеству, чем та, которая сдается ради материального вознаграждения. «Говорить о том, что кровь человека, сдающего ее безвозмездно лучше, чем кровь «платного» донора – нельзя. Как доктора, как ученые мы работаем с объективными методиками и не можем аргументировать подтвердить подобные данные. Но многие клиницисты утверждают, что совершенно точно могут определить, какая кровь поступает от платных доноров, а какая - от бесплатных, т.е., та, что сдается с искренним желанием спасти кому-то жизнь. Необъяснимый феномен, но он есть!», - отметил Владимир Уйба.
С ним солидарна и фельдшер-терапевт Курганской областной станции переливания крови Людмила Кайчик, которая заметила, что «донор» с латинского переводится как «даритель». «Это тот, кто отдает свою кровь безвозмездно. И нам очень приятно, что в благородной акции дарения машиностроители участвуют постоянно», - рассказала она.