Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана - старейший технический вуз России почти с двухсотлетней историей. Он всегда славился профессиональной подготовкой квалифицированных специалистов в технической сфере. Среди выпускников знаменитой «Бауманки» - всемирно известные ученые, космонавты, конструкторы. Сегодня в университете студентов обучают на 18 факультетах. Подготовка бакалавров проводится по 26 направлениям, магистров – по 12-ти. В день встречи ректора МГТУ им. Баумана Анатолия Александрова с Первым вице-президентом Союза машиностроителей России, Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимиром Гутеневым стало известно, что университет занял вторую строчку рейтинга вузов России по техническим направлениям подготовки агентства «Эксперт РА».
Знакомясь с научными программами вуза и осматривая главный учебный и учебно-лабораторный корпуса университета, Владимир Гутенев отметил, что у МГТУ им. Баумана есть серьезные достижения в области микромеханики, фотоники и информационных технологиях. «В середине мая в швейцарской Лозанне состоится российско-швейцарский форум по инновациям, на котором будет присутствовать и ректор университета Анатолий Александров. Поэтому в качестве своеобразного предмета для сравнения мы взяли изыскания швейцарских вузов в этих же областях и пришли к выводу, что отечественные разработки по ряду позиций превосходят европейские. Мы увидели, что существует серьезный потенциал синергии для того, чтобы во взаимодействии со швейцарскими учеными и разработчиками, повысить конкурентные преимущества совместного продукта. К такому взаимодействию готова как швейцарская сторона, так и российская», - резюмировал депутат.
Кроме того, депутат напомнил, что 14 мая в Твери состоится вебинар с участием ректоров ведущих российских вузов, на котором будет сформулирована более консолидированная и четкая позиция профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений относительно процесса согласования профессиональной подготовки студентов в гражданских вузах с их обучением на вузовских военных кафедрах. Напомним, Владимир Гутенев выступил с предложением разбить процесс обучения на военных кафедрах на два этапа - бакалавриат и магистратуру. По завершении первого – студент должен пройти военные сборы, после чего он получает право претендовать на звание сержанта. А затем, при условии сдачи вступительных экзаменов, студент зачисляется на военную магистратуру, окончание которой позволит ему получить звание лейтенанта запаса. По мнению депутата, внедрение такой системы позволит не только сохранить военные кафедры в вузах, но и решить задачу по притоку в вооруженные силы квалифицированных военнослужащих.
«С чем мы сталкиваемся сейчас? В армию приходят не самые грамотные и обученные молодые люди, которые, даже отслужив год и продлевая службу по контракту, по своим качествам не отвечают тем требованиям, которые предъявляет современная техника для ее эффективного обслуживания и тем более использования. Поэтому Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям», которую я возглавляю, выступила с предложением не сворачивать обучение военных кафедрых, а расширять набор на военно-учетные специальности при бакалавриатах. Таким образом, Вооруженные силы получат в свое распоряжение гибкий инструмент для решения мобилизационных задач: в зависимости от необходимости комплектации армии, на службу призываются либо рядовые из числа студентов I и II курсов, не изъявившие желание обучаться на младших командиров, либо выпускники-бакалавры, решившие не продолжать обучение в магистратуре, но получившие звание «сержант запаса» - эта категория призывников получает уже зарплату «контрактника», комфортные условия службы и служит один год. Либо офицеры запаса из числа выпускников-магистров», - отметил Владимир Гутенев.
«Сама по себе идея Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», озвученная мной в письмах на имя первых лиц страны, находит живой отклик среди академического сообщества. Уже целый ряд российских вузов обратился к Министру обороны и Министру образования с просьбой считать их учебное заведение готовой площадкой для экспериментального внедрения двухуровневой системы подготовки. Среди них - Московский государственный строительный университет, Самарский государственный технический университет, Южно-российский государственный технический университет, Тольяттинский государственный университет», - подчеркнул депутат.
Так, одним из первых вузов, поддержавших озвученную идею, стал Южно-российский государственный технический университет, ректор которого Владимир Передерий считает, что организация двухуровневой системы подготовки военных специалистов в ВУЗах – это веление времени, заслуживающее самого пристального внимания. «Такая система позволит обеспечить социальные права и гарантии граждан в выборе и получении ими соответствующего уровня военной подготовки, освоении без нарушений учебных программ основной выбранной специальности, выполнении своего долга по защите Родины, и в конечном итоге обеспечить эффективную подготовку квалифицированных военных специалистов», - отметил Передерий.