Новости

Судьба космодрома

«Ситуация в российской космической отрасли наглядно отражает многие фундаментальные проблемы российского высокотехнологичного машиностроения. Поэтому она требует пристального анализа не только для того, чтобы предложить эффективные пути решения технических и экономических проблем развития исключительно космической отрасли, но и для выявления тех точек роста, которые позволят поднять многие отрасли российской промышленности на новый качественный уровень», - считает Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Среди российских космодромов Байконур продолжает оставаться основным. С него производится около 80% пусков, в том числе, все пилотируемые. Единственный в Европе космодром Плесецк, расположенный на севере близ Архангельска, используется в основном для вывода на орбиты космических аппаратов системы ГЛОНАСС.

«Отношения России и Казахстана по проблемам Байконура не так безоблачны, как хотелось бы. Периодически возникают конфликты из-за падения на территорию Казахстана частей ракет-носителей с остатками токсичного ракетного топлива, фактически свернут совместный проект по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек», - рассказал депутат. Поэтому он считает целесообразным поиск других подходов к решению проблем Российских космодромов.

«По заявлению экспертов, проблемы с Байконуром и разработка за рубежом новых ракет-носителей и космических кораблей в обозримом будущем может снизить статус России как ведущего космического перевозчика. А использовать действующий северный космодром в Плесецке для гражданских пусков на многие орбиты невыгодно из-за его географического положения», - пояснил парламентарий.

Сохранить позиции России в освоении и использовании космоса позволит перспективный космодром «Восточный», строительство которого продолжается в Амурской области. «Восточный» лишь немного севернее Байконура, в этом районе благоприятные погодные условия, около 300 солнечных дней в году, достаточно развитая и имеющая перспективы развития инфраструктура. В настоящее время на «Восточном» возводится 1-й стартовый комплекс и объекты инфраструктуры. Планируется построить 10 технических и обеспечивающих площадок, среди них – стартовые комплексы, монтажно-испытательные корпуса, объекты для предполётной и предстартовой подготовки космонавтов, измерительный комплекс. На «Восточном» будет минимум 3 стартовых комплекса: для ракет-носителей среднего класса «Союз-2», для новой ракеты-носителя «Ангара», а на втором этапе – и для создаваемой сверхтяжелой ракеты с рабочим названием «Амур».

На совещании у Президента России в середине апреля этого года, приуроченном ко дню космонавтики, Владимир Путин обратил внимание Правительства на то, что космодром «Восточный» должен стать не только площадкой для запуска ракет, но и научным центром. Планируется построить современный высокотехнологичный город на 30 тысяч жителей с научными предприятиями и конструкторскими бюро, производствами по сборке космической техники и заводами, выпускающими элементы топлива, автомобильными и железными дорогами, своим аэродромом. «С синергетической точки зрения, проект нового космодрома позволит решить вопрос интенсификации освоения Дальнего Востока, где уже сильно влияние представителей соседних с Россией стран», - считает Гутенев.

Первый пуск с «Восточного» намечен на 2015 год со стартовой площадки под ракету «Союз-2», которая должна вывести в космос аппарат «Луна-Глоб». В 2018 году планируется первый пилотируемый запуск с помощью новой ракеты «Ангара». «Согласно одной из шести обозначенных в государственной программе «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» задач, модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома «Восточный» - имеют наивысший приоритет. Но все это возможно только при условии ритмичного и полномасштабного финансирования», - уверен Первый зампред Думского Комитета по промышленности.

«Первоначально предполагалось, что на «Восточный» из федерального бюджета будет выделено в 2013 году 13 млрд. рублей, в 2014-ом – 25,6 млрд, в 2015 году - 31,3 млрд. рублей. Сейчас появляются предложения об уменьшении предельных объемов ассигнований. Сокращение финансирования, во-первых, может повлечь за собой невыполнение Указа Президента о строительстве первой очереди космодрома, во-вторых, привести к задержке ввода первой очереди строительства на 2-3, а то и 4 года. Это означает, что еще 3-4 года деньги, уже вложенные в строительство, не смогут работать, и мы по-прежнему вынуждены будем платить большие средства Казахстану за аренду Байконура». На неопределенное время отодвигается и 2-я очередь строительства «Восточного», а, значит, будут отложены запуски пилотируемых кораблей. Если учесть, что при затягивании сроков общие затраты на строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры часто возрастают, не исключено, что подобная «экономия» может обернуться значительно большими потерями», - подчеркнул Владимир Гутенев.

«Понятно, что в ближайшие 8-10 лет «Восточный» не сможет полностью заменить Байконур: там 5 действующих стартовых комплексов под 3 типа ракет-носителей, а на российском Дальнем Востоке на первом этапе будет построено всего 2 – под «Союз-2» и «Ангару». Тем не менее, новый космодром станет площадкой для создания мощного космического промышленного кластера на российском Дальнем Востоке, что привлечет в отрасль молодые кадры», - уверен Первый вице-президент СоюзМаш России.

Чтобы не оказаться в ситуации, когда услуги России по запускам космических аппаратов станут невостребованными из-за активизации в этой сфере американцев и европейцев, депутат считает необходимым добиться устойчивого и прогнозируемого финансирования космических программ, над осуществлением которых работает большое число организаций, предприятий и фирм, и повышения качества долгосрочного стратегического планирования и управления. «Планы часто формируются без четкой привязки к целевым ориентирам, которые к тому же иногда оказываются достаточно размытыми. Требуемые финансовые ресурсы просчитываются тоже весьма приблизительно, что не позволяет аргументированно отстаивать позиции при различных секвестрах. В итоге в космической отрасли отсутствует единая научно-техническая политика», - считает парламентарий.

«Понятно, что в настоящее время Правительство РФ ищет новые формы реорганизации системы управления космической отраслью. В целом эту деятельность можно поприветствовать. Но следует учесть, что при таком подходе полностью решить проблемы отрасли вряд ли удастся. Для этого требуются другие инструменты – долгосрочные, с привлечением институтов гражданского общества. Сегодня это огромный пласт пока еще неосвоенного экспертного потенциала, способный привлечь заинтересованное бизнес-сообщество к эффективному государственно-частному партнерству в космической сфере, как это происходит в других странах», - заметил Владимир Гутенев.