Комитет Государственной Думы РФ по промышленности провел обсуждение перспектив реализации и бюджетирования пяти государственных программ на 2014-2016 годы. Это программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» и «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности».
В сентябре 2012 года проекты программ широко обсуждались на заседаниях Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ с привлечением представителей Союза машиностроителей России, Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» и других экспертных сообществ на площадке Общественной палаты РФ. Тем не менее, в ходе встречи Первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева с руководством ведомства во главе с врио Министра промышленности и торговли РФ Глебом Никитиным выяснилось, что по ряду позиций по-прежнему имеются расхождения. На встрече также присутствовали замминистра Алексей Рахманов, замминистра Юрий Слюсарь, руководители ряда Департаментов Министерства.
Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев подчеркнул необходимость продления подпрограммы льготного автокредитования на 2014 год с выделением соответствующих финансовых ресурсов. Благодаря программе в России было выдано почти пятьсот тысяч льготных кредитов, и приобрести автомобиль смогли те россияне, которые до сих пор подобную покупку откладывали. Депутат предложит и дальше субсидировать из бюджета часть процентной ставки по автокредитам. Представители Министерства против этой инициативы возражать не стали, но дали понять, что в бюджете в условиях 5-ти процентной так называемой оптимизации расходов (текущем секвестировании), кроме подпрограммы льготного автокредитования существует еще целый ряд актуальных проблем. На что Первый зампред Думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев возразил, что нельзя считать данные затраты расходной частью бюджета, поскольку налоговые отчисления при реализации автомобилей значительно превышают те затраты, которые несет бюджет в части субсидирования ставок.
Дискуссии в ходе встречи развернулись и вокруг подпрограммы поддержки инновационных вагонов, на которую пока финансирование не предусмотрено. Между тем, так называемые, инновационные вагоны позволят снизить нагрузку на инфраструктуру за счет увеличенных грузоподъемности и межремонтного пробега. Стимулировать же транспортные компании к приобретению вагонов нового поколения с улучшенными техническими и эксплуатационными параметрами вполне могли бы льготные лизинговые схемы. На реализации данной подпрограммы также настаивал В.Гутенев, отмечая обязанность Правительства сохранить спрос и не допустить значительного падения объемов вагоностроителей.
Владимир Гутенев предполагает, что значительные корректировки должны появиться и в финансировании 16-ой государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в части подпрограмм по производству композиционных материалов и редких и редкоземельных металлов, по одной из них предполагается 50%-е недофинансирование. «Ни одно высокотехнологичное производство не обходится без использования редких и редкоземельных металлов. Поэтому наша задача – создать в стране свою подобную отрасль промышленности полного технологического цикла, а не закупать металлы в Китае, как это происходит сейчас», - отметил Гутенев.
Подобные консультации, по словам Первого зампреда Думского Комитета по промышленности, будут продолжены. В завершении первой встречи депутат отметил недостаточную амбициозность в планах руководителей некоторых Департаментов Министерства промышленности и торговли РФ и необходимость более активного отстаивания интересов отрасли перед Министерством финансов РФ. Поскольку решение главной задачи - модернизации российской экономики, поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным, в условиях недофинансирования проектов развития высокотехнологичной промышленности представляется проблематичным.