Во встрече также участвовали председатель Госдумы Вячеслав Володин, Генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, губернатор Владимирской области Светлана Орлова, депутаты Государственной Думы, представители исполнительной власти и предприятий Владимирской области.
По словам Владимира Гутенева, на сегодняшний день предпринимается целый комплекс системных мер по совершенствованию законодательства в обеспечении диверсификации предприятий ОПК, в том числе в рамках Экспертных советов при Госдуме по различным отраслям промышленности, - таким как ОПК, судостроение, авиастроение, энергетическое и транспортное машиностроение, фармацевтика и медицинское оборудование. На площадках каждого из отраслевых Советов прорабатываются механизмы преференций для отечественного производителя, что, с одной стороны, отвечает задачам, поставленным Президентом России в части импортозамещения высокотехнологичной и социально-значимой продукции, а с другой - позволяет защитить российский рынок от недобросовестной конкуренции.
Среди последних законодательных мер, направленных на развитие гражданской продукции предприятий ОПК, стали инициированные Владимиром Гутеневым совместно с Председателем Комитета Госдумы по безопасности Василием Пискаревым поправки в закон «Об оружии», которые позволят концерну «Калашников» расширить производство и сбыт спортивного и охотничьего оружия без ущерба общественной безопасности.
В качестве примера, показывающего всю глубину существующих в отдельных отраслях проблем и необходимость их решения, депутат привел ситуацию в авиа- и судостроительной промышленности.
«В условиях планового снижения гособоронзаказа перед российским авиастроением стоит задача увеличения выпуска гражданских воздушных судов. Речь идет о экспортоориентированных самолетах МС-21 и SSJ-100, а также импортозамещающих Ил-96 и Ил-114», - пояснил Гутенев, отметив, что для решения этой задачи необходимо прекратить практику применения в России режима временного ввоза для иностранных самолетов и обнулить НДС на продукцию отечественного авиастроения.
По его словам, на сегодняшний день в России на должном уровне не обеспечивается таможенно-тарифная защита внутреннего рынка самолетов. Несмотря на то, что при вступлении в ВТО, наша страна взяла на себя обязательство снизить ставки таможенных пошлин с 20% до 7,5% на ввозимые иностранные широкофюзеляжные самолеты к 2016 году и до 12,5% - на прочие к 2019 году, по ряду позиций ставки таможенных пошлин были вообще обнулены. По оценке Счетной палаты, недополучение федеральным бюджетом от временного ввоза самолетов иностранного производства только в период с 2012 по середину 2014 года составило почти 3 млрд. рублей, а сумма льгот в связи с освобождением от уплаты таможенных платежей за тот же период оценивается почти в 145 млрд. рублей. Более того, не секрет, что более 90% пассажирских перевозок выполняются российскими компаниями с помощью бортов, стоящих на учете вне территории России, преимущественно, на Бермудских островах. Как следствие, ответственность за летную годность этих машин несет Правительство Бермуд. При этом федеральный бюджет недополучает целый ряд платежей.
«Имеющиеся льготы по временному ввозу воздушных судов оказывают отрицательное влияние на плановые объемы контрактации самолетов МС-21 и SSJ-100. В этой связи для выравнивания экономических условий при продаже на внутреннем рынке самолетов российского и иностранного производства нами предлагается правовой механизм, который позволит не только мягко свернуть существующие экономически не мотивированные льготы при эксплуатации зарубежных бортов, но и освободить от уплаты НДС отечественных авиапроизводителей. Данная инициатива также призвана стимулировать авиакомпании на осуществление российской регистрации самолетов иностранного производства, что обеспечит возврат ответственности Российской Федерации за поддержание их летной годности», - подчеркнул Владимир Гутенев.
Аналогичные системные вопросы рассматриваются и по законодательному обеспечению развития отечественного судостроения. Так, по словам Председателя Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК, в конце июня были рассмотрены изменения российского законодательства, влияющие на условия работы судов в акватории Северного морского пути. Речь идет о поправках к некоторым статьям Кодекса торгового мореплавания, которые устанавливают приоритет использования судов, построенных на отечественных верфях, для осуществления ряда видов деятельности в Северной акватории. Законопроект создает реальную возможность в рамках проводимой политики импортозамещения повысить загрузку мощностей предприятий отрасли, проводить их диверсификацию и успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями по качеству, цене и срокам строительства.
«Подобные системные меры разрабатываются и предлагаются нами в отношении всех высокотехнологичных отраслей российской промышленности. Поэтому считаю, что деятельность в этом направлении и депутатов, и экспертного сообщества, сформированного на площадках Госдумы, чрезвычайно важна для нашей страны как с точки зрения обеспечения обороноспособности и безопасности государства, так и с точки зрения механизмов формирования системных условий для экономического и технологического развития России», - резюмировал Владимир Гутенев.