Напомним, аппарат 71Х6, выведенный на орбиту в марте 2012 года, из-за возникших неполадок отработал не пять-семь лет, как планировалось, а только два года. «Произошедшее - не случайно. С одной стороны, спутники этого типа и технологически, и морально устарели. Качество их низкое, срок службы на орбите - небольшой, стоимость - выше зарубежных, а затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии в 4 раза превышают зарубежные стандарты», - считает Гутенев, подчеркнув, что проблемы возникают не только с чисто военными аппаратами: так, по гидрометеорологическим задачам у России всего два спутника, которые покрывают 30% от потребностей, а по дистанционному зондированию земли - три, которые покрывают 35%.
«С другой стороны, если взять во внимание тот факт, что первыми у спутника вышли из строя импортные аккумуляторные батареи, стоит рассматривать и вероятность внешнего воздействия на космический аппарат через недекларированные возможности зарубежных электронных комплектующих спутника», - выразил свое мнение Гутенев.
«Представители машиностроительного сообщества неоднократно обращали внимание на причины неблагополучия в космической отрасли, главными из которых является низкая эффективность управления на предприятиях ракетно-космической промышленности, изъяны в производственном процессе, кадровые проблемы. В связи с чем Россия вообще может утратить способность проектировать и изготавливать приборы и узлы современных спутников. В нынешних же условиях особое значение для космической отрасли приобретает ускоренная реализация программ импортозамещения в целях снижения зависимости от зарубежных комплектующих, прежде всего, электронно-компонентной базы», уверен парламентарий.
«В идеале из комплектующих мы должны создавать доверенное оборудование с отсутствием недекларированных возможностей. Для этого российскому радиоэлектронному комплексу необходимо обеспечить безопасность использования электронной компонентной базы. Первый шаг в этом направлении уже сделали представители СоюзМаш России, разработав законопроект о маркировке военной продукции и техники, предназначенной для использования на объектах критической инфраструктуры», - напомнил Владимир Гутенев.