Новости

Владимир Гутенев: развитие инжиниринга - это не дань моде, а актуальная задача для российской инновационной системы и экономики в целом

Первый вице-президент СоюзМаш России, Первый зампред Думского Комитета Владимир Гутенев выступил в Екатеринбурге на заседании Координационного совета по промышленности и Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России в рамках V международной выставки промышленности и инноваций "ИННОПРОМ-2014"

Депутат подчеркнул, что сегодня особенно важно превратить идеи в высокие технологии, для этого инжиниринговые предприятия должны занять место между наукой и реальным сектором экономики для внедрения результатов научных исследований. «Особое значение инжиниринг приобретает с точки зрения актуальной задачи импортозамещения, поставленной Президентом. Сегодня значительная часть инженерных разработок, передовых технологий и оборудования приходят к нам из-за рубежа. Доля импорта в машиностроении превышает – 50%, в химической промышленности – составляет около 60%. Мы имеем не более трети разработок мирового уровня по основным направлениям научно-технического развития. В контексте сказанного, актуальность развития инжиниринга – совершенно очевидна. Также очевиден и потенциал роста инжиниринга в России, как с точки зрения внутреннего рынка, так и с точки зрения экспорта. Анализ показывает, что темп роста инжиниринговых услуг в России за период до 2020 года может составить до 15% в год», - отметил Гутенев.

Парламентарий подчеркнул, что проблемам развития полноценной системе инжиниринга на государственном уровне уделяется достаточно много внимания. Вплотную занимается этой важной и перспективной задачей и промышленное сообщество. Союзом машиностроителей России в начале прошлого года сформировал Комиссию по развитию инжиниринга в машиностроении, которая на сегодняшний день является одной из самых активных: «Говоря о конкретной работе Союза на этом направлении, прежде всего, следует отметить наше участие в обсуждении проекта подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» и внесение в нее своих предложений. Они были учтены Минпроторгом России в ее окончательном варианте. Наши взгляды нашли свое отражение и в правительственной «Дорожной карте», в которую был внесен Союзом ряд корректировок. Особо отмечу то, что мы по заказу Минпромторга ведем важную для развития отечественного инжиниринга научно-исследовательскую работу «Разработка и внедрение инструментов стимулирования локализации EPC(M)-опыта зарубежных лидеров». Активное участие в этом исследовании принимает лидер тяжелого машиностроения, одна из крупнейших российских компаний «Объединенные машиностроительные заводы», ведущие технические вузы МГТУ им. Баумана, МГТУ «Станкин».

Весте с тем, Гутенев отметил, что в российском нормативно-правовом поле отсутствует однозначное определение инжиниринга и инжиниринговых услуг: «Это можно объяснить сложностью стандартизации деятельности, неоднородность которой обусловлена различиями в практике ведения инжинирингового бизнеса в каждом из секторов экономики. Необходимо также создать правовую базу для идентификации российских инжиниринговых организаций и четко определить место инжиниринга в национальной инновационной системе».

Важной считает депутат и разработку стандартов, нормативов и правил в области инжиниринга и их гармонизацию с международной практикой: «Очевидна необходимость внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство в части стимулирования развития инжиниринга. Особое место должна занять оценка существующих нормативно-правовых актов на предмет развития конкуренции в сфере ЕРС(М) контрактинга и подготовка предложений по устранению в федеральном и региональном законодательстве препятствий для развития ЕРС(М) услуг. Необходима и правовая основа для создания системы защиты интересов российских инжиниринговых компаний на внешних рынках. Актуальной является проблема унификации и гармонизации нормативно-правых документов в области инжиниринга в рамках ЕврАзЭС в соответствии с лучшими международными стандартами».

В свете этих задач парламентарий считает очевидной разработку законопроекта об инжиниринговой деятельности и доработку проекта федерального закона «О промышленной политике в РФ»: «В стратегическом плане это соразмерно формированию межотраслевой политики России, что будет способствовать реализации программ импортозамещения, рациональному ресурсоразмещению, росту налогооблагаемой базы и территориальному планированию».

Первый зампред Думского Комитета по промышленности подчеркнул, что СоюзМаш России ведется работа над данным законопроектом: «Она по понятным причинам непростая и мы рассчитываем на самое широкое участие в ней представителей уральского экспертного сообщества. Тем более, что потенциал здесь весьма высокий. Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России по результатам своей деятельности - одно из лучших. Это, безусловно, заслуга руководителя регионального отделения, генерального директора ОАО «Швабе» Сергея Максина. Высококомпетентные эксперты есть и у членов Союза, флагманов машиностроения - на «Уралвагонзаводе» и в «Корпорации ВСМПО-АВИСМА», которые возглавляются членами Бюро Союза - Олегом Сиенко и Михаилом Воеводиным».

В завершении выступления Владимир Гутенев выразил мнение, что увеличение числа инжиниринговых организаций, особенно реализующих крупные проекты в рамках ЕРС(М)-формата, наиболее целесообразно на начальном этапе проводить, прежде всего, с участием госкорпораций или компаний, получающих государственную поддержку: «Вместе с тем, для соблюдения баланса мы не должны упускать из виду необходимость привлечения к инжиниринговой деятельности частного бизнеса. В том числе малого, учитывая его гибкость и потенциальную инновационность. Наиболее перспективны с этой точки зрения те отрасли, где имеется высокий потенциал роста, сформированная клиентская база. Это, в первую очередь, производство вооружений и военной техники, авиастроение и космонавтика, топливно-энергетический комплекс. Такой подход позволит нам, особенно на начальном этапе, дать импульс отечественному инжинирингу и превратить его в эффективный инструмент обеспечения развития российской экономики, формирования конкурентоспособных инжиниринговых компаний».