Пресс-конференция на тему «Будущее отечественного авиапрома: оценки и прогнозы» с участием заместителя Министра промышленности и торговли РФ Андрея Богинского, президента ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игоря Чернышева.
Владимир Гутенев напомнил, что пока в стране в основном летают зарубежные самолёты, они не платят налоги на территории страны, более того, НДС им возвращается, а обслуживание машин происходит за рубежом. Указал депутат и на квоту для иностранных пилотов, что говорит о кризисе в политике Минтранса.
Правда, впервые со времён СССР наша промышленность выпустила такое большое количество авиатехники — боевой техники, вертолётов, да и гражданских самолётов, напомнил парламентарий. Так, было выпущено 48 самолётов SukhoiSuperJet. Вопрос заключается в том, как сделать их конкурентоспособными.
С такой ситуацией промышленность подошла к совещанию президента, которое состоялось 26 марта, напомнил Гутенёв. Тогда было решено выделить 100 миллиардов рублей на поддержку авиации. «Решение президента даёт возможность отечественному авиастроению конкурировать в относительно комфортных условиях», — заявил гость редакции. Кроме того, для нашего авиапрома стоит сформировать преференции, убеждён он.
«Наша задача — дать зелёный свет на взлётной полосе нашей авиации. Тогда, возможно, мы сможем увидеть, что российские самолёты доминируют не только на нашем рынке, но и на зарубежном», — резюмировал Гутенёв, отметив, что сегодня задача парламентариев заключается в формировании такого законодательного поля, которое позволит российской авиационной промышленности конкурировать с зарубежными предприятиями в комфортных условиях.
«Наши законы должны позволять авиапрому конкурировать в комфортных условиях», - убежден Первый вице-президент СоюзМаш России.
Он напомнил, что перспективы сферы зависят, в том числе, и от реализации программы импортозмещения. Что касается ресурсов — это 21 миллиард рублей, выделенный на двигателестроение, напомнил депутат.
Вопрос качества является одним из приоритетных в отечественном авиапроме, вступил в дискуссию президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь. Правда, пока есть проблемы с предоставлением пост-обслуживания в военной и гражданской авиации. В гражданской авиации есть положительная динамика. Так, SukhoiSuperJet постепенно совершенствуется, мелкие недостатки, свойственные всем новым самолётам и не влияющие на безопасность полёта, успешно устраняются.
«Потенциал SukhoiSuperJet не исчерпан. К тому же, на подлёте самолёт «МС-21», — резюмировал депутат Владимир Гутенёв.
Кроме того, по мнению Владимира Гутенева, государство должно находить возможность поддержки отечественного авиапрома, при этом может пригодиться опыт ведущих иностранных авиационных держав: «В США есть программа. Это - программа участия гражданской авиации в обеспечении нужд министерства обороны страны. В эту программу входит от 500 до 1200 самолетов ежегодно. На каждый самолет положено иметь четыре резервных экипажа, и в случае чрезвычайных ситуаций, которых три уровня, авиапарк гражданский должен обеспечить 100% эвакуации, 80% перевозки личного состава и 40% перевозки грузов. На все это в год выделяется от 2,5 млрд до 4,5 млрд долларов», - заявил депутат.
По его словам, это - прямая дотация, «которая не нарушает принципы ВТО, но которая хорошо подкармливает и сохраняет гражданскую авиацию».
Владимир Гутенев сказал, что российские законодатели будут делать все возможное для поддержки авиационной промышленности.
Завершая пресс-конференцию, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев указал, что парламент принимает все правительственные законопроекты, направленные на совершенствование отрасли. «Это государственная задача, поэтому стоит вспомнить, как такие задачи решали в СССР. Всё-таки хочется, чтобы была не просто положительная динамика, а конкретный результат», — выразил мнение сенатор.