Новости

Владимир Гутенев: «Ускорить рост экономики можно, обеспечив научный задел и тесную спайку между вузами и крупными предприятиями»

Взаимодействие вузов и промышленных предприятий в рамках реализации национального проекта «Наука» обсудили эксперты Союза машиностроителей России и ректоры российских вузов на совещании с министром науки и высшего образования Российской Федерации Михаилом Котюковым в Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ, входит в Союз машиностроителей России).

Председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев отметил, что тема совещания весьма актуальна и для промышленности, и для академического сообщества, ведь в свете озвученной президентом РФ необходимости поднять темпы роста российской экономики выше среднемировых показателей значительные надежды связаны с реализацией нацпроектов и с точки зрения участия российской промышленности как поставщиков товаров, услуг.

«Нам необходимо поднять темпы роста российской экономики выше среднемировых показателей. Эту задачу можно решить, лишь обеспечив научный задел и тесную спайку между вузами и крупными предприятиями, чтобы промышленность могла использовать инновационные решения не только для импортозамещения, улучшения качества отечественной продукции, но и для экспансии на зарубежные рынки.», — обозначил цель совещания Гутенев.

Он отметил, что уже сегодня в России работают инновационные кластеры, технопарки, наукограды, бизнес-инкубаторы, но экономика и общество не готовы к инновациям, а результаты исследований и разработок не внедряются. Гутенев затронул также тему Научно-образовательных центров мирового уровня:«Наблюдается острый дефицит специалистов, способных организовать эффективное инновационное производство, управлять проектом от идеи до вывода на рынок, увязывать воедино высокотехнологичные процессы разных отраслей», — констатировал он.

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков сообщил, что участникам совещания необходимо «найти все те искусственно созданные преграды и барьеры, которые мешают тесной интеграции науки и образования в производство».

«Нам надо в хорошем смысле перезапустить систему, которая бы обеспечивала, с одной стороны, создание новых российских технологий, разработок, продуктов, товаров, а с другой стороны, позволяла бы в процессе создания технологий существенно повысить качество подготовки специалистов. Это абсолютно необходимое решение, и инструменты нам нужно найти в самое ближайшее время», — сказал министр.

Первый зампред Комитета Государственной Думы по образованию и науке Геннадий Онищенко озвучил результаты исследования среди студентов вузов и ссузов: по его словам, первое, о чем просят студенты, — это налаживание более тесного взаимодействия между образовательными организациями и работодателями.

Доклад врио ректора ЮРГПУ(НПИ) Юрия Разоренова был посвящен роли вузов в процессе разработки инновационных научных проектов в рамках реализации национального проекта «Наука».

Об опыте создания «социального лифта» в подготовке современных инженерных кадров на примере своего вуза рассказал председатель оргкомитета Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда», ректор ЮУрГУ Александр Шестаков, содокладчиком которого выступил заместитель директора департамента по подготовке персонала Объединенной авиастроительной корпорации Асланбек Гакаев.

Вице-президент Союза машиностроителей России, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов сообщил о реализации модели непрерывного образования, направленной на развитие кадрового потенциала предприятий высокотехнологичной промышленности.

В совещании также приняли участие в совещании приняли участие ректоры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова и Пензенского государственного технологического университета — они поделились своим опытом работы по подготовке инженерных кадров в современных условиях глобальной конкуренции и при высоких темпах устаревания технологических решений и оборудования.