Открывая заседание, Владимир Гутенев отметил, что за время действия закона «О гособоронзаказе» удалось повысить надежность и прозрачность расчетов при выполнении государственного оборонного заказа и применить возможности банковской системы к осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств: «Но для того, чтобы выполнить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по ее производству, требуется совершенствование механизмов закона «О ГОЗ». Предложения по корректировке документа озвучиваются и в бизнес-сообществе, и в профильном Комитете Совета Федерации, и на площадке Коллегии ВПК. Последняя и выступила инициатором обсуждения поправок в закон «О гособоронзаказе» в рамках заседания Комиссии по развитию предприятий ОПК». Парламентарий напомнил, что еще со времени первых согласований механизма межведомственного контроля за расходованием бюджетных средств при выполнении ГОЗ, наибольшие вопросы у предприятий вызывала и вызывает необходимость открытия спецсчетов в уполномоченных банках предприятиями всех уровней кооперации – от головного исполнителя до поставщиков комплектующих. «Такая цепочка, создаваемая по каждому госконтракту, приводит к лавинообразному росту договоров и взаимоотчетности, нарушениям технологических процессов, невыполнению обязательств по контракту, кассовым разрывам и ухудшению финансового состояния предприятий. А на низших уровнях кооперации, где объемы работ по гособоронзаказу не велики, часто возникают ситуации, когда мотивация к участию в ГОЗ сводится к нулю. Поэтому наиболее значимые поправки в предложенном законопроекте меняют порядок открытия специальных счетов исполнителей при выполнении ГОЗ», - подчеркнул Гутенев. Разработанные поправки в документ представил заместитель Председателя коллегии ВПК РФ, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Олег Бочкарев. Он напомнил, что основной целью введения новых требований в закон «О гособоронзаказе» было обеспечение надежности взаиморасчетов и недопущение нецелевого расходования денежных средств при выполнении ГОЗ. «Нормы закона повлекли за собой существенные изменения в текущей производственной и финансовой деятельности предприятий. В той корректировке закона, которая произошла в 2016 году, не все замечания промышленности были учтены. Поэтому в сентябре 2016 года по итогам Военно-промышленной конференции, состоявшейся на базе концерна «Алмаз-Антей», документ был доработан и одобрен большинством руководителей предприятий ОПК», - рассказал Олег Бочкарев. Обсуждая предложенные поправки, Президент ОСК, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Алексей Рахманов отметил, что, несмотря на декларируемые цели, 275-ФЗ не создает стимулов сокращать издержки: «Более того, госкомпании практически потеряли функцию казначейства. Кредитование для закрытия кассовых разрывов стало проблемой, а проценты по кредиту ложатся на чистую прибыль. Добиваться высокой экономической эффективности в условиях все большего регулирования, мягко говоря, сложно». Генеральный директор ООО «Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275» Елена Гончарук, говоря о порядке расчетов с использованием специального счета,также заявила об острой необходимости прописатьв законе четкую формулировку, которая искоренит возможности двойного толкования закона и будет понятна всем - и ФАС России, и прокуратуре, и государственному заказчику, и военному представителю, и предприятию. Председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК Владимир Гутенев пояснил, что также предлагается изменить и уточнить порядок компенсации собственных затрат предприятия при выполнении ГОЗ, механизм и сроки перечисления денежных средств и прибыли исполнителям при частичном исполнении заключенного контракта. «Кроме того, есть необходимость в изменении величины оплаты накладных расходов. Установленная сейчас норма в размере не более 3-х млн.руб. вне зависимости от суммы и длительности контракта, не позволяет покрывать накладные расходы исполнителя в течение всего времени его действия. Поэтому предложение о том, что оплату иных расходов необходимо установить в виде процентов от суммы государственного контракта полностью соответствует нашим подходам», - подчеркнул Гутенев. «Необходимо выстроить баланс между заказчиком и исполнителем, для чего должна быть установлена симметричная ответственность, поскольку та ответственность, которая сейчас прописана в контрактах, предусматривает несоизмеримые штрафные санкции в отношении исполнителя. Причем, не от суммы недопоставки продукции, а от общего объема контракта. И нужно понимать, что полномочия и ответственность – это взаимосвязанные вещи. Поэтому, чтобы жестко контролировать эффективность выполнения работ по гособоронзаказу, необходимо предоставить руководству предприятий полномочия для принятия решений», - резюмировал председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК.
Новости
Закон «О гособоронзаказе» снова поправят
Предложения по корректировке закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» были рассмотрены на заседании Думской Комиссии по развитию предприятий ОПК под председательством главы Комиссии Владимира Гутенева.