Совместная работа Экспертного совета и комиссии Союза машиностроителей инициирована Виктором Зобневым, председателем Экспертного совета при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения, Членом Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Она должна привести к разработке единой стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России, отметил: «Отсутствие достаточных преференций, слабая синхронизация отраслевых стратегий не позволяет использовать те финансовые ресурсы, которые государство аккумулирует и направляет на реализацию различных инфраструктурных проектов. Я считаю, что привлечение комиссии Союза машиностроителей России, у которой есть опыт в выработке стратегий, принесет ощутимые результаты».
Одним из основных способов поддержки российского машиностроения может стать увеличение субсидий производителям. Минпромторгом России были сформированы и направлены в Правительство РФ предложения о выделении российским производителям сельскохозяйственной техники порядка 20 миллиардов на 2022-2023 год.
«На этот год в бюджете на поддержку специализированного машиностроения запланировано 8 миллиардов при необходимости в 18 миллиардов. На следующий год в бюджете заложено 2 миллиарда при необходимости 19 миллиардов и на 2021 год – 2 миллиарда при необходимости в 21 миллиард. Очевидно, что для развития сельхозмашиностроения финансирование необходимо увеличивать», сообщил Константин Бабкин, член бюро Союза машиностроителей России, председатель Комиссии по стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения, президент Ассоциации «Росспецмаш».
Также специалисты отмечают, что одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки для производителей стала субсидия лизинговым организациям. Однако, эта мера используется в соответствии с постановлением Правительства РФ и относится к договорам, заключенным до 1 декабря 2018 года. Возникает необходимость в продлении субсидии, но поправки к постановлению до сих пор не приняты.
Отсутствие ясности приводит к снижению эффективности инвестиционной деятельности предприятий и нарушает планы потребителей по закупке техники, которые формируются на 2-3 года вперед.
Так, специалисты уже наблюдают падение показателей по производству. Уменьшилось количество отгрузок строительно-дорожной техники более чем на четверть (на 25, 9 %), а также значительно сократилось производство гусеничных экскаваторов (на 42, 9 %) и катков (на 82,4%).
Константин Бабкин отметил, что если ситуация с предоставлением мер поддержки не будет решена, то в этом году произойдет еще более серьезное падение производительности. Специалисты рассчитывают на поддержку депутатского корпуса при корректировке бюджета.
Владимир Гутенев подчеркнул, что проблемы финансирования отрасли нужно рассматривать комплексно. Так, в осеннюю сессию депутаты будут поддерживать ряд национальных проектов, где предусмотрено дополнительное финансирование в развитие смежных отраслей, в том числе - науки.
«В ближайшие три года затраты бюджета в фундаментальную науку будут расти в полтора раза, в прикладную – роста не произойдет вовсе. Я не думаю, что наша цель – быть интеллектуальными донорами других стран. Выпадение сегмента отраслевой науки, недостаточное финансирование НИР и НИОКР нас ставит в заведомо невыгодную ситуацию. Не нарушая принципов ВТО, за счет мобилизации финансовых ресурсов и создания научно-технических заделов, мы сможем косвенно получить преференции и для бизнеса, и для государственных структур».