Документ предлагает дифференциацию предприятий по значимости воздействия на окружающую среду и применение к ним пропорциональных мер государственного регулирования, создание основ технологического нормирования и установление области его применения, введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие существующие технологии.
По мнению Первого зампреда Думского Комитета по промышленности, Первого вице-президента СоюзМаш России Владимира Гутенева, законопроект знаменует собой существенный шаг в совершенствовании сферы промышленной безопасности и достижении баланса социальных, экологических и экономических интересов субъектов экологических отношений: «С одной стороны, на чаше весов находится здоровье россиян, особенно в промышленно развитых моногородах. Владельцы расположенных там предприятий, который в этих городах не живет и постоянно этим воздухом не дышит, порой больше заинтересован в дивидендной, чем в экологической политике. Поэтому введение для промышленных производств повышающих коэффициентов за загрязнение окружающей среды, несомненно, будет способствовать улучшению экологического состояния, в том числе и таких моногородов».
Сегодня, по заключению экологов, примерно на 15 процентах территории страны, где сконцентрировано 60% процентов населения и производится основная часть ВВП, качество окружающей среды является неудовлетворительным. В городах, где проживает порядка 55 млн. человек (53 процента городского населения России), степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая. Загрязнение водных объектов остается одной из основных экологических проблем для промышленно развитых регионов Поволжья, Урала, Кузбасса, Северного Кавказа.
Заложенные в законопроекте методы экономического стимулирования, по мнению парламентария, будут способствовать активизации технического и технологического перевооружения предприятий. А это, безусловно, окажет позитивное влияние как на производство, так и на окружающую среду, ведь чем современнее оборудование, тем оно по определению не только более производительно, но и более экологично.
С другой стороны, считает парламентарий, проблема соблюдения интересов бизнеса в экологических отношениях до конца не решена: «Мы должны понимать, что наша обрабатывающая промышленность, имея рентабельность в районе 6-7%, а ОПК – около 4%, при существующем механизме ее формирования и с такой платой за загрязнение окружающей среды вообще уйдет в минус».