В поле зрения следственных органов ОАО «Агрегат» попало в июле 2013 года. Сотрудники предприятия подозреваются в незаконном хранении и реализации контрафактных комплектующих изделий для авиационных судов военного и гражданского назначения. Речь идет о 122 наименованиях изделий общим весом свыше 2,5тонн. Согласно материалам предварительного следствия, комплектующие производились из неликвидных компонентов с истекшим сроком хранения, а чтобы их легализовать на предприятии перебивали номера изделий, изготовляли подложную документацию и реализовывали как новые.
В депутатских запросах руководителю Федеральной службы по оборонному заказу Александру Потапову, генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, председателю СК России Александру Бастрыкину и министру транспорта РФ Максиму Соколову парламентарии акцентировали внимание надзорных органов на факте поставок продукции самарского завода крупнейшим авиационным предприятиям страны, которые в дальнейшем используют ее при производстве и ремонте воздушных судов. Среди них - ОАО «КнААПО», ФГУП «РСК «МиГ», ЗАО «Авиастар-СП». По мнению депутатов, существует серьезная угроза возникновения авиационных инцидентов и катастроф в результате эксплуатации некачественных узлов и агрегатов, поставленных с ОАО «Агрегат».
Кроме того, известно, что 80% продукции, выпускаемой ОАО «Агрегат», составляет государственный оборонный заказ. Это значит, что предприятие поставляет и ремонтирует более 50 наименований агрегатов для изготовителей военных самолетов, не имея на то необходимой лицензии Рособоронзаказа, как того требует Постановление Правительства РФ «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники».
В связи с этим, Владимир Гутенев и Александр Хинштейн просят руководителей надзорных ведомств назначить всестороннюю проверку, в ходе которой установить факты поставок контрафактной продукции ОАО «Агрегат» авиационным предприятиям, принять меры по предотвращению ее эксплуатации для обеспечения безопасности пассажиров и летного состава и передать уголовное дело для дальнейшего расследования в ГСУ СК России при оперативном сопровождении ФСБ России и МВД России. Депутаты считают, что до сих пор следственными органами Самарской области должный качественный уровень его расследования не обеспечен: по делу не создано полноценной следственной бригады, уровень оперативного сопровождения является крайне низким. При этом преступление носит межрегиональный характер, поскольку контрафактные изделия поступали на предприятия, расположенные не менее, чем в 8 субъектах Российской Федерации.
Комментируя депутатский запрос, Первый зампред Думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев подчеркнул, что в свете трагической авиакатастрофы в Казани особую актуальность приобретают вопросы безопасности полетов и технического состояния воздушных судов.«Проблема использования контрафактной продукции, не соответствующей требованиям безопасности, в таких сферах критической инфраструктуры, как авиация, космос, атомная энергетика, носит чрезвычайный характер, который может привести к гибели людей и большому материальному ущербу», - считает парламентарий.
«Печально, что государство,в свое время, ушло из тех сфер, из которых не должно было уходить. Его нынешнее порой номинальное присутствие в роли миноритария, не имеющего возможности влиять на процесс управления рядом предприятий,пока еще не привело к катастрофе. Но в случае ОАО «Агрегат» выявляются вопиющие факты. Ведь это - авиация. Недобросовестные коммерсанты, получающие доходы от использования неликвидных комплектующих, не только ставят под угрозу техническую готовность авиации, жизнь и здоровье наших граждан, но и наносят непоправимый ущерб репутации российской техники, ее конкурентоспособности на внешних рынках», - заявил Гутенев.
«Нам, как депутатам, необходимо проявлять большую принципиальность. Мы провели несколько круглых столов, подготовили проект закона «О маркировке». Этот процесс необходимо начать с «оборонки», но ей не заканчивать. Все те области жизнедеятельности, которые сопряжены с критической инфраструктурой – атомные станции, космос, авиация – в первую очередь должны попасть под контроль регулирующих органов через внедрение новых систем маркировки, микрочипирования и прочее».
Депутат считает, что принципиальность Президента России способствовала созданию государственных корпораций, которые, в свою очередь, демонстрируют достаточно эффективную деятельность. «Возьмем, к примеру, корпорацию «Ростех», которая сумела собрать разрозненные активы. Не сложно представить масштаб катастроф, если бы все они оказались в руках частников, которые, как в случае с ОАО «Агрегат», в погоне за деньгами легко переступают закон», - резюмировал Владимир Гутенев.