«Законопроект ко второму и третьему чтениям был существенно доработан. Комитет по промышленности инициировал проведения всесторонних экспертных слушаний для усовершенствования проекта закона об экспертизе промышленной безопасности. Всего к документу поступило девятнадцать поправок, одиннадцать из которых мы предложили к принятию. Все они призваны совершенствовать контрольно-надзорные и разрешительные функции и оптимизировать предоставление государственных услуг», - пояснил Владимир Гутенев.
Напомним, в законопроекте, который в первом чтении поддержало большинство парламентариев, с Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сняты несвойственные ей функции по рассмотрению и утверждению экспертных заключений. Предполагается, что теперь Ростехнадзор будет разрабатывать методики для проведения экспертиз промышленной безопасности и осуществлять лицензирование надзорных организаций и экспертов. Также законопроектом устанавливается ответственность для экспертов за недостоверное заключение. По мнению ряда аналитиков, это позволит повысить качество проведения экспертизы, устранить лишние административные барьеры и повысить уровень ответственности экспертных организаций.
Как известно, сегодня в стране экспертизу промышленной безопасности проводят получившие соответствующую лицензию компании с аттестованными в этой области экспертами. "Результат экспертизы – заключение, которое потом рассматривают и утверждают в Ростехнадзоре. Но для надзорного ведомства эта функция – избыточная, нередко служит источником дополнительных финансовых расходов для бизнеса и необоснованным административным барьером. А это уже - основа для коррупционной составляющей в деятельности Ростехнадзора", - отметил Владимир Гутенев.
"Законопроект функцию Ростехнадзора - рассматривать и утверждать заключения экспертизы – упразднил. Вместо этого надзорное ведомство будет вести учет заключений и вносить их в реестр соответствующих документов, но без оценки их содержания. Это позволит вести мониторинг состояния промышленной безопасности и износа оборудования и следить за деятельностью экспертных организаций, чтобы в случае проведения некачественной или недостоверной экспертизы была возможность привлечь их к ответственности", - подчеркнул парламентарий.
Принятые в пятницу поправки ввели определение экспертизы промышленной безопасности и установили принципы ее проведения. «Благодаря существенным корректировкам повышаются требования к экспертным организациям и экспертам, осуществляющим проведение экспертизы, вводится понятие заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, устанавливаются обязанности руководителя экспертной организации и уточняются обязанности экспертов», - резюмировал Первый зампред Думского Комитета по промышленности.