Как известно, на подготовку к Играм было направлено 1549,5 млрд рублей. Строительство велось на 363 объектах, из которых 13 — это непосредственно спортивные сооружения. Все спортивные объекты сгруппированы в два кластера: прибрежный в Имеретинской низменности и горный в окрестностях Красной Поляны. «Теперь первоочередная задача — обеспечить загрузку Сочинской инфраструктуры», - считает Владимир Гутенев.
Депутат полагает, что государству целесообразно передать инфраструктурные объекты Сочи частному бизнесу: «Но условия, в которых возводились объекты, ошибки при проектировании, которые неизбежно возникали из-за жестких сроков, сложного рельефа, и, что самое главное, соблюдения высоких экологических стандартов, заложили достаточно высокую себестоимость в построенную инфраструктуру. И здесь чрезвычайно сложно навязать частным инвесторам в виде обязательного обременения выкуп тех или иных объектов».
«Олимпиада в Сочи - успешный проект, продемонстрировавший возможность современной России реализовывать амбициозные проекты. Инфраструктурные же объекты освещены не горечью поражений, а именно салютом побед. Это задает хороший эмоциональный темп развития. Но сейчас, в первую очередь, необходимо проанализировать допущенные ошибки, с тем, чтобы избежать их в будущем. А подобных проектов в России будет еще много: и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и в Центральной части страны. Важно, чтобы государство, развивая свои отношения в рамках государственно-частного партнерства, не входило в проект, как сторона контракта, а участвовала в процессе, как обеспечивающая сторона, которая берет на себя тяготы инфраструктурных затрат. Тогда и себестоимость гостиничных номеров будет не так велика, и стоимость спортивных сооружений и их аренда не будет заоблачной».
Депутат считает важным закрепить и позитивные изменения в ментальности населения сочинского региона: «Я вспоминаю, когда несколько десятилетий назад приезжал в Сочи, таксисты начинали развозить людей, только после того, как доиграют в нарды. Сейчас же произошли коренные изменения, и гости Олимпиады были восхищены благожелательностью, добродушием, приветливостью волонтеров и жителей Сочи. Термин «Вежливые люди» становится фирменным брендом России. Я думаю, что для туристов важно не только побывать в местах с хорошей инфраструктурой, но и окунуться в благоприятный эмоциональный климат».
«Когда закладывалась идеология Сочи, у нас не было альтернативного курорта. Сейчас к России вернулся Крым, и это тоже большой кластер, который не должен пересекаться с точки зрения потребителя одной и той же стоимостной группы услуг. По моему представлению, Сочи обреченно быть, в хорошем смысле слова, более дорогим и фешенебельным курортом. Но Черное море - не является бирюзовой жемчужиной, и его потребительские качества не превосходят другие курорты, соответственно, привлечь туристов в Сочи можно, к примеру, предоставив услуги бальнеологического курорта с высоким уровнем сервис. И я бы не стал замыкаться только на туристах из России, иначе зачем стоило бы вкладывать деньги в реконструкцию Морского порта», - считает парламентарий. Депутат уверен, что Сочи нужна соответствующая программа развития, за индикативные показатели которой отчитываться чиновники должны не раз в пять лет, а ежеквартально. Говоря об идее создания в сочинском регионе игровой зоны, депутат подчеркнул, что считает это нецелесообразным.