Заседание модерировали Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Госдумы, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев; Председатель Экспертного совета, Вице-президент Союза машиностроителей России, Председатель Комитета по железнодорожному машиностроению, старший советник генерального директора – председателя правления АО «РЖД», Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович и Координатор Экспертного совета, член Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Зураб Макиев.
Открывая заседание, в своем приветственном слове Владимир Гутенев отметил, что основной целью нынешнего мероприятия должно стать определение вектора развития транспортного машиностроения, так как задачи и проблемные узлы, возникающие в данной отрасли, находятся в особом фокусе Комитета по экономической политике и промышленности Государственной Думы РФ и Союза машиностроителей России.
Валентин Гапанович в начале своего выступлении подробно остановился на Программе долгосрочного развития железнодорожного транспорта и экспортного потенциала, а также более полного взаимодействия с предприятиями промышленности в области разработки и внедрения инновационной продукции. В частности, для развития цифровых технологий он предложил производить волоконно-оптические датчики, а также конкурентные средства измерения. В связи с этим целесообразно создать систему нормативного и метрологического обеспечения с опорой на меры государственной поддержки.
Для развития беспилотного управления транспортными средствами, с учётом отсутствия промышленного производства для оборудования систем беспилотного вождения в России, необходимо рассмотреть возможность создания при Министерстве промышленности и торговли Координационного совета, членами которого станут, в том числе, разработчики робототехнических систем для оборонно-промышленного комплекса, что позволит снизить затраты на НИОКР и ускорит создание образцов новой техники.
Далее Президент «ОПЖТ» рассказал о проблемах в области подшипниковой промышленности, возникших в связи с ликвидацией ряда предприятий. Он обратил внимание на необходимость отказа от роликовых подшипников в пользу кассетных с целью увеличения срока эксплуатации вагонов и поездов.
Президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин и Председатель правления АО «Европейская подшипниковая корпорация» Александр Москаленко акцентировали внимание участников заседания на развитии сегмента по производству и обслуживанию подшипников. Прозвучало предложение организовать на территории России производство ресурсосберегающей технологии по изготовлению подшипниковой стали повышенной эксплуатационной стойкости с проведением научно-исследовательских работ (НИОКР).
Отдельно был поднят вопрос о рынке железнодорожных колёс, который тесно связан с производством подшипников. Сергей Калетин и Александр Москаленко отметили, что ситуация с дефицитом колёс на отечественном рынке вынуждает производителей подвижных составов задуматься о привлечении иностранных производителей. В частности, говорилось о возможности введения на российский рынок китайских производителей железнодорожных колёс. Китайский игрок на рынке должен не только покрыть недостаток колёс в отрасли, но и спровоцировать отечественных производителей к созданию конкурентной и недорогой продукции, как это в своем время произошло на отечественном рынке литья.
Советник генерального директора по техническим вопросам ЗАО «Трансмашхолдинг» Владимир Шнейдмюллер в докладе озвучил системные предложения по развитию транспортного машиностроения. Так, было внесено предложение о дополнении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части платежей государственными и муниципальными унитарными предприятиями за исполнение услуг по поставке или ремонту вагонов метро. Кроме того, Владимир Шнейдмюллер коснулся возможностей представления пакетного финансирования зарубежных проектов и льготного кредитования производителей продукции транспортного машиностроения, работающих на экспорт.
Также он предложил внедрить запрет на продление срока службы вагонов метро, обнуление (снижение) ставки НДС на период до 5 лет с целью высвобождения денежных средств для приобретения нового подвижного состава и предоставление льготного лизинга в рамках государственной программы.
По мнению Владимира Шнейдмюллера, в целях обеспечения обслуживания текущего и обновленного парка подвижного состава необходимо рассмотреть возможность передачи региональных метрополитенов на контракты жизненного цикла производителям подвижного состава и обеспечить создание целевой государственной программы по софинансированию строительства новых метрополитенов в городах-миллионниках и развитию действующих метрополитенов.
В докладе была затронута тема финансирования метрополитенов в регионах. Было предложено сформировать механизм субсидирования метрополитенов городов России на государственном уровне т.к. бюджеты метрополитенов (особенно некрупных – Новосибирск, Самара), не позволяют заказать новый подвижной состав или отремонтировать старый в то время как сам подвижной состав начинает выходить за сроки службы.
Советник генерального директора по техническим вопросам ЗАО «Трансмашхолдинг» в завершении своего доклада отметил, что в данный момент «Трансмашхолдинг» не может отказаться от импортных деталей в области электроники и микроэлектроники, так как в стране необходимое производство для метрополитена не налажено. Однако, он призвал создать условия, при которых, в отечественной железнодорожной продукции будет максимум 20-25% импорта, а в идеале необходимо создать условия для отказа от импортных составляющих.
Директор по развитию промышленно-инжинирингового холдинга «Группа ПТК» Святослав Афанасьев высказал предложения по поддержке изготовления и ремонта путевой техники. Он считает целесообразным дополнить Стратегию развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 г. подпрограммой, направленной на поддержку и развитие отечественной путевой техники, а также расширить спектр мер господдержки железнодорожного экспорта в части внедрения долгосрочного кредитования на льготных условиях организаций, занятых сервисным обслуживанием путевой техники, основанным на принципах контрактов жизненного цикла.
По итогам заседания Владимир Гутенев предложил членам Экспертного совета разработать предложения и меры по продвижению отечественной продукции железнодорожной отрасли, которая может экспортироваться и успешно конкурировать с зарубежной продукцией. Все предложения будут подробно рассмотрены на заседаниях Комитета, часть из них направят в федеральные органы исполнительной власти. Для тщательной и компетентной работы над предложениями, прозвучавшими на заседании, также было предложено создать рабочие группы по вопросам: импортозамещения в железнодорожной отрасли, производства подшипников, железнодорожных колёс, целесообразности присутствия китайских производителей на отечественном железнодорожном рынке, по вопросам метрополитенов и путевой техники.