Ранее было заявлено, что Министерство экономического развития РФ с 2017 г. начнет оценивать фактическое воздействие на бизнес вступивших в силу законов. Частично мониторинг коснется законов, посвященных охране окружающей среды. Свои издержки от новых законодательных правил крупный и средний бизнес оценил в несколько триллионов рублей.
По мнению координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутата Госдумы Владимира Гутенева, заявленные издержки бизнес-сообщества в проекте плана проведения оценки фактического воздействия на 2017 г. неоднозначны.
«На данный момент мы слышим заявления о том, что из-за новых правил по защите окружающей среды российский компании понесут колоссальные убытки, исчисляемые триллионами. Так, по подсчетам Совета производителей энергии, из-за нового требования об оснащении теплоэлектростанций оборудованием, сокращающим негативное воздействие на окружающую среду, затраты ТЭЦ могут достигнуть около 1 трлн руб. Во-первых, вопрос о модернизации российский предприятий в соответствии с современными экологическими стандартами стоит уже не один десяток лет, а предложенный расчет затрат подготовлен к ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 г. и изменениям к нему, принятым более двух лет назад. Во-вторых, предприниматели постоянно несут издержки – на социальное обеспечение сотрудников, на страхование. То, что в нашем сознании укрепилась мысль об экологии как о чем-то незначительном, чем можно пренебречь, – является общей проблемой для страны», – считает Гутенев.
Координатор Центра заострил особое внимание еще на одном законодательном нормативе, который до 1 января 2019 г. предписывает предпринимателям установить локальные очистные сооружения для очистки сточных вод перед сбросом в центральную канализацию.
«В данном случае речь идет об увеличении издержек для малых предприятий на сумму около полутора десятков миллионов рублей в год, для средних – несколько десятков миллионов рублей, а для крупных – несколько сотен миллионов. При этом не приводится статистика возможных издержек, которые понесет природа вследствие загрязнения сточными водами, а в итоге – бюджет на их устранение, плюс не учитываются риски общего ухудшения санитарного состояния населенных пунктов, в которые попадает вода, не прошедшая через очистные сооружения. Напомню, сейчас официально признано, что именно сточные воды из-за некачественной работы очистных сооружений являются одним из основных источников загрязнения Байкала. На мой взгляд, проведение оценки фактического воздействия на бизнес вступивших в силу законов достойно внимания и в целом вписывается в рамки жизненного цикла нормотворческих инициатив как некая обратная связь, но ее проведение должно основываться на комплексном анализе всех возможных издержек, чтобы сохранить баланс между поступательным развитием бизнеса в виде создания новых рабочих мест, увеличения налоговых отчислений и бережным отношением к окружающей среде», – отметил депутат.
Гутенев призвал российский бизнес быть более ответственным за окружающую среду, перенимать опыт предприятий, которые нашли решения безубыточного внедрения требований принятых законов, привлекать широкие экспертные круги для выработки совместных комплексных мер в случае необходимости и резюмировал, что Центр общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, как и прежде, будет продолжать осуществлять мониторинг исполнения новых законодательных норм в сфере защиты окружающей среды со стороны предпринимателей и контролирующих их ведомств.