Депутат считает это вполне закономерным, поскольку в последнее время обозначился разрыв между либеральным и государственным подходом к решению жизненно важных проблем. Именно поэтому разрыв необходимо было заполнить, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества и его основных институтов.
«В 2012 году мы много работали над подготовкой чрезвычайно важного закона «О государственном оборонном заказе». В его подготовке приняли участие Союз машиностроителей России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям». Был проведен специальный опрос наших партнеров, обобщены их предложения, разработаны и инициированы 11 весьма существенных поправок. Они были призваны поставить заказчиков и исполнителей ГОЗ в равное положение, уравновесив между ними не только права, но и обязанности. Наши поправки были внимательно рассмотрены и в значительной степени были учтены в более общем федеральном законе «О контрактной системе», который с 2014 года заменит известный 94-ФЗ. Поэтому эти два закона мы рассматриваем не раздельно, а как единое целое, как дополняющие друг друга документы», - считает Гутенев.
Если сравнить законопроект о контрактной системе, представленный к первому чтению, и текст принятого закона, то можно увидеть, что в окончательном документе проблемы ОПК представлены в 9-ти важных статьях, которых ранее не было. В дополнение к существующим способам определения максимальной цены контракта в случае единственного поставщика предложен метод, заключающийся в определении максимальной цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Применение этого метода актуально для определения цен многих видов продукции оборонного назначения, поставляемой в рамках ГОЗ.
«Мы предполагаем и в дальнейшем взять под особый контроль вопросы ценообразования военной продукции на всех этапах ее жизненного цикла. В этом нам поможет созданный в конце апреля 2013 года при Военно-промышленной комиссии РФ Общественный совет по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении ГОЗ. СоюзМаш России и ЛСОП уже представили свои предложения в план его деятельности и делегировали в совет своих представителей», - рассказал депутат.
Гутенев считает, что процесс технического переоснащения Вооруженных Сил может занимать не одно десятилетие и включать решение проблем не только собственно производства вооружения и военной техники, но и подготовку квалифицированных кадров, организацию фундаментальных и прикладных поисковых исследований, создание и продвижение новых технологий. Все это не попадает в сферу деятельности существующих краткосрочных рыночных инструментов и требует постоянного присутствия государства в организации деятельности ОПК, рационального сочетания механизмов рынка и государственного планирования и управления. «И важную, если не сказать – первостепенную роль в этом процессе играет законодательное обеспечение проблемы подготовки квалифицированных кадров», - отметил Первый зампред Думского Комитета по промышленности.
«Даже самое современное оружие может оказаться неэффективным при недостаточном уровне боевой подготовки солдат и офицеров. Поэтому решение кадровой проблемы необходимо рассматривать комплексно – не только в сфере ОПК, но и в Министерстве обороны», - уверен Первый вице-президент СоюзМаш России.
Как известно, в 2008 году произошло сокращение сроков службы по призыву с 2-х лет до 1-го года, что отразилось на боеготовности армии. Сегодняшние призывники, как правило, не готовы к прохождению военной службы ни морально, ни физически. Эффективность допризывной подготовки молодежи пока остается низкой. Это обусловлено незначительными объемами учебного времени, составляющими 1 час в неделю. Выходом из сложившейся ситуации может стать введение отдельного учебного предмета в объеме, необходимом для освоения обучающимися начальных знаний об обороне государства и воинской обязанности граждан.
«С этой целью мы с коллегами представили законопроект «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о подготовке граждан по основам военной службы в образовательных организациях. Предлагается, что подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение обязательных учебных сборов не менее 2-х раз в год продолжительностью не менее 5 дней на базе воинских частей», - уточнил депутат.
Дальнейшего внимательного изучения и законодательного оформления заслуживает и инициатива ЛСОП и Российского союза ректоров по введению двухуровневой системы подготовки военных кадров в технических ВУЗах на базе учебных центров и военных кафедр. «Мы предложили идею расширения и модернизации сети военных кафедр в вузах и проведения эксперимента по внедрению модульного образования будущих военнослужащих. На наш взгляд, такой подход позволит вернуть в вузы научную проблематику в сфере обороны и безопасности. Инициатива поддержана ректорами 91 российского ВУЗа на Межрегиональном интернет-совещании, которое СоюзМаш России провел в мае совместно с Российским союзом ректоров в Тульском государственном университете. Более того, ректоры готовы провести эксперимент на базе своих ВУЗов», - напомнил Владимир Гутенев.
«Не менее важно решение кадровых проблем и в сфере государственного и муниципального управления», - считает Гутенев. Он напомнил, что на первой конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону обсуждался вопрос о сокращении до 2-х лет стажа, необходимого для поступление на государственную службу. Президент России Владимир Путин, выступая на конференции, поддержал и усилил это предложение: «Зная, что предлагалось сократить до двух лет, давайте до одного года сократим». «В итоге мы подготовили поправки в соответствующие документы, которые снизили квалификационные требования к стажу (опыту) работы по специальности для лиц, имеющих дипломы о высшем образовании с отличием. Законопроект позволит повысить престиж высшего образования с отличием и решить проблему кадрового голода на государственной и гражданской службе, способствовать обновлению кадрового состава за счет привлечения образованной, талантливой молодежи», - уверен Владимир Гутенев, выразивший надежду, что таким образом, удастся решить важные проблемы в кадровой сфере, существенным образом продвинуться в решении задачи формирования нового управленческого и инженерно-технического поколения, способного обеспечить инновационное развитие экономики России и повышение обороноспособности страны.
Думский Комитет по промышленности являлся профильным по законопроектам, направленным на обеспечение промышленной безопасности. «Необходимость соблюдения правил промышленной безопасности опасных объектов при их проектировании, строительстве и эксплуатации не вызывает сомнений. К сожалению, много примеров аварий и катастроф промышленных объектов, произошедших из-за нарушения этих правил и приведших к большим разрушениям и человеческим жертвам: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, события на шахте «Воркутинская». Действующий закон в сфере промышленной безопасности был принят более 15 лет назад. Единообразные требования, которые им предусмотрены, стали применяться к принципиально разным производственным объектам, начиная от угольных шахт и заканчивая газовыми котельными и объектами строительства. Такой унифицированный подход, не учитывающий специфику отраслей и производств, приводил к значительным финансовым затратам и потерям времени. В последнее время стало очевидным, что действующие подходы по регулированию промбезопасности являются, по сути, запретительными для значительного количества новых производств и проектов», - напомнил Владимир Гутенев.
Решить эти назревшие проблемы призван принятый Госдумой 4 марта 2013 года закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Он вносит значительное количество новаций в области промышленной безопасности, включая те, которые приводят к значительному снижению финансовой нагрузки на предприятия при получении необходимых разрешений на проектирование и эксплуатацию опасных объектов.
«Принципиально важным для развития высокотехнологических отраслей промышленности и ОПК является законопроект о реформе РАН. Этот правительственный документ, вызвавший широкий общественный резонанс, может существенно изменить условия функционирования российской фундаментальной науки, повлиять на инновационное развитие высокотехнологических отраслей промышленности, на обороноспособность нашей страны», - считает представитель машиностроительной сферы в нижней палате российского парламента.
«Если говорить по существу законопроекта, то реформа РАН назрела давно. Поэтому реорганизация академии нужна, причем, жесткая и радикальная. Несколько насторожила спешка, в которой рассматривался этот важнейший законопроект. Но даже в этих достаточно сжатых временных рамках, благодаря профессиональной работе Думских профильных Комитетов, экспертных организаций и активной позиции самих ученых и сотрудников РАН, а также вмешательству Президента страны, удалось радикально улучшить базовый вариант закона. Теперь необходимо провести широкомасштабные общественные слушания с участием научного сообщества, работодателей, представителей общественных институтов, органов власти и СМИ, чтобы детально продумать стратегию реформирования РАН и разработать проекты соответствующих подзаконных актов», - подчеркнул Гутенев.
«Думаю, целесообразно еще раз задуматься и, возможно, расширить показатели и критерии эффективности РАН и фундаментальной науки в целом. По моему мнению, РАН должна не только стремиться к зарубежному признанию и высокой цитируемости, но и формировать те заделы в отраслевой науке и высокотехнологичной промышленности, которые позволят получить конкурентоспособные преимущества, конвертируемые в доходы бюджета и рост благосостояния наших граждан», - считает первый зампред Думского Комитета по промышленности.
Если говорить о ближайшем будущем законотворческой деятельности в интересах развития высокотехнологичных отраслей промышленности, то большие надежды Владимир Гутенев возлагает на законопроекты «О государственном стратегическом планировании» и «Об основах государственно-частном партнерства в Российской Федерации».
Принятие закона «О государственном стратегическом планировании», по мнению Гутенева, позволит усилить роль государственных институтов в определении долгосрочных целей и приоритетов развития страны, в создании законодательных основ развития системы национальной безопасности, а в сочетании с принятым в конце 2012 года законом «О фонде перспективных исследований» даст возможность обеспечить «загоризонтное» планирование развития научно-технологической базы ОПК.
«Мы внимательно рассмотрели вариант законопроекта «О государственном стратегическом планировании», предложив к нему 20 поправок. В них мы постарались четко прописать схему планирования и распределение функций между различными субъектами государственной власти. Учитывая сложность и высокую наукоемкость работ по государственному стратегическому планированию, мы также предлагаем определить специальный федеральный орган для реализации этой важной функции», - пояснил депутат.
«Если вспомнить историю нашей страны, то уже 120 лет государство ищет рациональные пропорции сочетания госзаказа с интересами частного бизнеса. Положительные стороны присутствия государства в экономике очевидны – концентрация усилий на наиболее значимых для страны направлениях деятельности, форматирование экономики по принципу единого организма, подчиненного выполнению общих задач. Но также очевидны и минусы государственного вмешательства: частные предприятия, получившие госзаказ с гарантированной нормой прибыли, при формировании цены продукции не склонны бороться за снижение издержек производства. Кроме этого, гипертрофированно возрастает роль распределителей госзаказа, что приводит к росту коррумпированности чиновничества. Очевидно, целесообразно сочетание положительных сторон этих двух подходов – конкуренции, свойственной частному бизнесу, и долгосрочного государственного управления», - считает Первый вице-президент Союза машиностроителей России.
«Развитие сотрудничества бизнеса и ОПК на государственном уровне должно идти по пути создания условий для государственно-частного партнерства. Основные задачи в области ГЧП в ОПК изложены в программной статье Президента страны Владимира Путина, посвященной проблеме безопасности и ОПК. Глава государства считает важным продвижение государственно-частного партнерства в оборонной промышленности. Именно новые частные компании могут быть источником технологических прорывов, способных радикально изменить отрасль», - подчеркнул Гутенев.
Для создания эффективного ГЧП Первый зампред Думского Комитета по промышленности считает целесообразным внести изменения в целый ряд важных фундаментальных законов, а придать целостность этой системе документов призван разрабатываемый в настоящее время законопроект «Об основах государственно-частного партнерства».
Обсуждаются также предложения в базовый законопроект о промышленной политике. По мнению Гутенева. это – непростой, но, вместе с тем, чрезвычайно важный и фундаментальный для отечественной промышленности документ. «От того, насколько качественно и детально он будет проработан, во многом зависит состояние нашей экономики, ее способность реагировать на внешние и внутренние вызовы и угрозы», - подчеркнул Первый вице-президент СоюзМаш России.