Отметим, что антикризисный план, ставший темой обсуждения, был подписан 27 января премьер-министром Дмитрием Медведевым. Документ содержит пакет первоочередных стабилизационных мер, которые включают в себя около 60 законодательных актов, ряд президентских указов и постановлений кабинета министров. Антикризисный план предполагает конкретные шаги в наиболее важных секторах экономики - поддержку сельского хозяйства, инновационных секторов экономики, выполнение международных обязательств и т.д.
Комментируя принятый документ, Владимир Гутенев отметил, что в числе важнейших сегментов предсказуемо выделяется высокотехнологическая промышленность: «И это правильно, поскольку ее сердцевиной является оборонно-промышленный комплекс, который демонстрирует в последние годы устойчивый рост. По 2014 году военно-техническое сотрудничество достигло 15 миллиардов долларов. Россия устойчиво занимает второе место в мире, открывает новые рынки. А трансферт технологий из оборонных отраслей в отрасли гражданские – это большой конкурентоспособный плюс для гражданских отраслей», - подчеркнул парламентарий.
По словам депутата, несмотря на все негативные факторы, перед российской экономикой в этот сложный период открываются новые возможности. «Я уверен, что меры по субсидированию процентной ставки не только для оборонки, но и для транспортного машиностроения, сельхозмашиностроения, автомобильной промышленности, станкостроения позволят нам в этот сложный период наконец-то перейти на иную экономическую модель. Конечно же, сейчас ставить во главу угла переход на не сырьевую модель было бы неправильно, потому что слишком сильны вызовы и угрозы, и основная задача плана – парировать эти вызовы и угрозы», - отметил Владимир Гутенев. Он подчеркнул, что снижение курса национальной валюты сильно снизило потребительские возможности наших граждан. Но с другой стороны это открывает большие возможности с точки зрения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.
Кроме того, участники круглого стола обсудили возможность использования опыта американцев по выходу из Великой депрессии. Владимир Гутенев отметил, что это представляется маловероятным, так как страны находятся в разных экономических условиях. «Но здесь стоит взять за пример примат национальных интересов, которой успешно демонстрирует Америка. Этому у англосаксов нам этому стоит поучиться», - убежден депутат. В частности, он выразил мнение, что нельзя как догмой пользоваться принципами ВТО, отметив, что международное право очень фрагментарно.
Депутат с сожалением констатировал, что традиционное позиционирование братских для России народов, разговоры об узах дружбы, не всегда является двухсторонним. «Почему-то братские народы реализуют свою политику, а дружеские узы – это, как правило, узы на руках России. Поэтому вряд ли разумно будет фанатично придерживаться тех избыточно жестких принципов в области авиастроения, тарифной политики, если это противоречит интересам отечественной промышленности», - сказал он, подчеркнув, что с прекращением поставок с Украины некоторых видов технологической продукции, начался реальный процесс импортозамещения. И, несмотря на кризис, рост промпроизводства в России в ноябре-декабре 2014 года составил 3,5 процента.
В числе недостатков антикризисного плана парламентарий отметил отсутствие конкретных реперных точек, измеряемых и стопроцентно реализуемых. По мнению депутата, ориентируясь на данные точки, можно было бы объективно оценить деятельность ответственных чиновников регионального и федерального уровней: как они выполнили заложенные в план показатели. «Но мы хорошо понимаем, что реперные точки можно было бы прописать, если бы это был план 2008 года, когда речь шла о мировом кризисе. Сейчас мы действуем в условиях санкций, в системе неопределенности – неизвестно, произойдет ли отключение от системы SWIFT, будет ли понижен рейтинг страны на «неинвестиционный» и т.д. В этих условиях можно не только посочувствовать правительству, но и «подставить плечо», помогая решать эти сложные задачи», - уверен Владимир Гутенев.
По мнению Владимира Гутенева, задача законодательных властей в настоящее время состоит в том, чтобы вносимые правительством инициативные предложения оперативно рассматривались и поддерживались. Кроме того, он особо подчеркнул необходимость отлаженного механизма получения длинных денег для большого и среднего бизнеса, важность проведения прозрачной финансовой политика государства, например, предсказуемость изменения Центробанком ключевой ставки.