Новости

Владимир Гутенев: «Закон о промышленной политике каждым своим положением должен быть нацелен на формирование необходимых и достаточных условий для обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешнем рынках»

Комментируя внесение на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроекта «О промышленной политике», Владимир Гутенев подчеркнул, что нынешний вариант закона в наибольшей степени приближен к современным реалиям, потому что к его разработке привлекался широкий круг представителей экспертного сообщества, в том числе и Союз машиностроителей России.

- Еще в Госдуме прошлого созыва было сформировано два законопроекта о промышленной политике. Они, к сожалению, в силу определенных обстоятельств не были тогда рассмотрены. В нынешних условиях реалии изменились, и положительное содержание этих законопроектов, в первую очередь, заключается в том, что они привлекли внимание к проблеме. Инициатива возвращения к закону о промышленной политике принадлежит депутатам Госдумы, причем различных фракций. С участием Совета Федерации было проведено много круглых столов, обсуждений. Это привлекло внимание к проблеме со стороны Правительства России. Минпромторгом была создана рабочая группа с участием, прежде всего, депутатов фракции «Единой России» и привлечением представителей промышленного сообщества. В результате выработан законопроект, в наибольшей степени приближенный к сегодняшним реалиям. Конечно, он не лишен недостатков, но они вполне могут быть исправлены уже ко второму чтению. Мы считаем, что закон о промышленной политике каждым своим положением должен быть нацелен на формирование необходимых и достаточных условий для обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешнем рынках. Правительственный законопроект отвечает основным потребностям промышленности, вводит необходимые определения и нормы для реализации мер поддержки промышленности. Он также создаёт единые условия индустриального развития территорий и позволяет решить назревшую проблему с определением правового статуса индустриальных парков и промышленных кластеров. Важно, что в законопроекте уточняются особенности предоставления государством финансовой поддержки субъектам промышленной деятельности. В нем также заложена возможность модернизации существующих инструментов и определены новые механизмы промышленной политики. Кроме того, документ направлен на обеспечение координации государственных программ. Очевидным достоинством законопроекта является идея специальных инвестиционных контрактов. В отсутствие закона о государственно-частном партнерстве предоставляемая возможность заключения специального инвестконтракта позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты в интересах как государства, так и инвестора. С целью создания условий для реализации таких контрактов предусмотрены не только различные меры стимулирующего характера, включая налоговые и финансовые льготы и преференции, но и установлены запреты на изменение этих льгот на все время его действия. Новый законопроект предусматривает также создание единой информационной системы сбора данных о промышленности России. Она позволит сформировать полную информационную картину о планах и потребностях предприятий, разбивку по регионам, исключив дублирование запросов и межотраслевой дисбаланс. Это единое окно реализации промполитики. Из проекта закона следует, что формированием и реализацией промышленной политики будет заниматься «уполномоченный орган». При этом в ст. 9 предлагается создание еще одного органа - Совета по промышленной политике с координирующими функциями. Очевидно, что Совет по промышленной политике, в составе которого предусмотрено участие общероссийских и отраслевых объединений работодателей, может стать одной из ключевых площадок для взаимодействия бизнеса с властью при принятии решений по модернизации и повышению конкурентоспособности российской промышленности. Вместе с тем, по нашему мнению, в законопроекте имеется ряд положений, которые требуют определенной доработки. Так, после вступления России в ВТО, практика пребывания в этой организации показывает, насколько она расходится с тем, что декларировалось. И теперь стала очевидна необходимость адаптации некоторых положений законопроекта с учетом реалий. По нашему мнению, в законопроект необходимо включить вопросы компенсационных мер для поддержки уязвимых отраслей, приведения нормативной правовой базы в соответствие с нормами ВТО, меры государственной поддержки на развитие наиболее чувствительных отраслей и импортозамещения. Следует подчеркнуть, что промышленное сообщество связывает надежду на то, что сформулированные в законе меры по финансовой поддержке помогут осуществить рывок в развитии промышленности. В этом смысле принципиальным вопросом является возможность получения доступа к «длинным и дешевым» деньгам для реализации инвестиционных и инновационных проектов. И такие возможности, применительно к законопроекту, рассматривались на различных уровнях по мере его подготовки. Уже само по себе заинтересованное обсуждение формата и масштабов таких возможных институтов, как Фонд развития промышленности или аналогичных ему структур, говорит об актуальности создания механизма финансовой поддержки. Необходимо, конечно же, создать условия, при которых наша промышленность могла бы конкурировать на равных с западной, у которой имеется возможность привлекать кредиты под 2-3% годовых, есть целевое и инфраструктурное субсидирование. При этом хотелось бы предусмотреть меры государственного протекционизма, госгарантий при экспорте продукции, а также стимулировать применение различных форм частно-государственного партнерства. На наш взгляд, необходимо учитывать особенности специального инвестиционного контракта при импортозамещении, т.к. решение этой проблемы невозможно без установлений гарантий сбыта предприятиями произведенной ими продукции. Поэтому одним из обязательных механизмов реализации таких гарантий должно стать использование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. В соответствии с положениями законопроекта потребуют соответствующей коррекции Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». Потребуется также внесение дополнительных изменений в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. Поэтому для конкретизации предлагаемых новаций необходимо приложить к законопроекту Перечень законодательных актов, требующих изменения или уточнения в связи с принятием закона о промышленной политике с указанием срока их внесения на рассмотрение в Государственную Думу. Далее. При применении штрафных санкций предусматривается и возврат сумм предоставленных субсидий, в этом случае размер взимаемых средств с учетом штрафных санкций, увеличивается более чем в два раза. Установление штрафных санкций к субъекту промышленной деятельности в указанном размере будет существенным риском и, соответственно, препятствием для субъекта промышленной деятельности при принятии решения о получении субсидии на финансирование освоения производства высокорискованной инновационной продукции или научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации высокорискованных инвестиционных проектов. В этой связи предлагается следующая формулировка данного подпункта: «возврат субсидий в бюджет в сумме, эквивалентной предоставленной субсидии или увеличенной на сумму штрафных санкций, при недостижении субъектами промышленной деятельности - получателями субсидий показателей эффективности использования субсидий, установленных при их предоставлении». Важной составной частью промышленной политики является вопрос подготовки и закрепления кадров, для реализации которых необходимо изменить политику подушевого финансирования обучения в вузах по техническим и естественно-научным специальностям. В законопроекте уделено значительное внимание вопросам создания и функционирования промышленных парков и кластеров. В этой связи, по нашему мнению, необходимо обосновать их особую роль в реализации промышленной политики. Также, важно определить, как будет осуществляться взаимодействие между территориальным принципом построения кластеров с их ведомственной принадлежностью, либо собственностью входящих в них субъектов промышленной политики.

Также представляется необходимой более четкая формулировка такого понятия, как «интегрированная структура ОПК», терминов «освоение производства» и «промышленная продукция» и некоторых других.